В начало разделаОхрана труда в металлургии → Охрана труда в конвертерных цехах

Безопасность труда в стрипперном отделении и на складе слитков

Работа в стрипперном отделении

Из разливочного отделения локомотив доставляет слитки в стрипперное отделение, которое называют также отделением раздевания слитков (англ. strip — раздевать, сдирать, снимать). Оно состоит из нескольких параллельно расположенных однопролетных зданий, оборудованных стрипперными кранами и напольными машинами выталкивания слитков. Усилие раздевания слитков краном равно 175 и 250 т, грузоподъемность — 50/25 и 50/15 т.


Со слитков кипящей и полуспокойной стали снимают сквозные изложницы и переставляют на грузовые (без поддонов) тележки. Оставшиеся на поддонах раздетые слитки отправляют к нагревательным колодцам блюминга на горячий всад.


Слитки спокойной и низколегированной стали раздевают в два приема:


1. Снимают прибыльные надставки. Проверяют привариваемость слитков к глуходонным изложницам. Приваренные (прихваченные) открывают (подрывают) краном и оставляют в изложницах.


2. На блюминге свободно сидящие в изложницах слитки раздевают клещевым краном и переносят в ячейки нагревательных колодцев.


Полностью раздевать на стриппере слиток нецелесообразно. Из-за сферического или покатого днища его пришлось бы положить на грузовую тележку плашмя. Изменение положения (из вертикального в горизонтальное) привело бы к перемещению головной усадочной раковины в глубь слитка.


То, что слитки спокойной и низколегированной стали остаются в изложницах на стриппере, имеет и ту выгоду, что металл поступает на блюминг более нагретым, по сравнению с кипящей сталью. Разница в температуре составляет 70—100°С — соответственно 930—950°С против 860—880°С. Последующий нагрев более горячих слитков до температуры выдачи 1330—1350°С сокращается на 30—60 мин, и производительность колодцев повышается.


Сильно приваренные слитки выдавливают напольной машиной. Выталкивающее усилие на машинах составляет 400—600 и 1000 т.


Стрипперное отделение обслуживают подкрановые рабочие (4—5 чел. в смене), машинисты кранов, два-три электрослесаря и контролер ОТК. Руководит работой сменный мастер.


В обязанности подкрановых рабочих входит прием и раздевание залитых составов, передача слитков на блюминг, а в дни его ремонта — на склад; погрузка снятых изложниц и прибыльных надставок на грузовые тележки; отправка литейной оснастки обратным маршрутом в отделение подготовки разливочных составов, а приваренных в изложницах слитков — в копровой цех. Взвешивание горячих слитков поплавочно возлагается на локомотивосоставительскую бригаду, которая вывозит металл на блюминг.


Стриппер является узлом пересечения технологических грузопотоков металла из сталеплавильных цехов на блюминги. Нарушение производственного графика выпуска плавок в одном из цехов незамедлительно сказывается через стриппер на работе остальных. Одновременный вывоз нескольких плавок из разливочных пролетов (при своде конвертеров или мартеновских печей) приведет к неравномерной загрузке оборудования стриппера, к задержке поступления металла на нагревательные колодцы, к повышению напряженности труда рабочих.


Производственная деятельность стрипперного отделения подчиняется жесткому требованию — обрабатывать плавки с минимальной потерей тепла горячих слитков: раздевать их в скором темпе, раздетые и подорванные слитки на путях не передерживать и как можно быстрее доставлять к нагревательным колодцам, освободившуюся оснастку возвращать без промедления в отделение подготовки составов.


В организации обратных грузопотоков следует соблюдать определенный порядок:


а) снятые со слитков сквозные изложницы расставлять на порожних тележках устойчиво, с одинаковыми промежутками, в стоячем положении. Не придвигать к краю платформы ближе чем на 200 мм, не прислонять друг к другу, не наваливать кучей, не перегружать тележки сверх номинальной грузоподъемности (230-260 т);


б) прибыльные надставки размещать на тележках и железнодорожных платформах в два ряда и не выше чем в два яруса;


в) нераздетые слитки, заваренные недоливами изложницы и закозленные центровые не оставлять на поддонах в вертикальном положении, а перевозить их в копровой цех на тележках уложенными плашмя;


г) длина состава не должна превышать 10 тележек (65—70 м), чтобы они все находились в поле зрения машиниста, включая и тележку прикрытия локомотива (без груза);


д) запрещается отправлять из стрипперного отделения неустойчиво поставленные или смещенные изложницы, поддоны, прибыльные надставки, центровые, которые могут упасть на железнодорожный путь, разбить сцепные механизмы тележек, нарушить габариты приближения, повредить опорные колонны и стены зданий на участках душирования, чистки и смазки изложниц. Такой груз по прибытии в отделение подготовки составов брать в работу нельзя. Мастер обязан вернуть его на исправление в стрипперное отделение;


е) составителю при перевозке грузов из стрипперного отделения не разрешается находиться на тележке с нагретой оснасткой, например, в холодное время года. В время движения поезда изложницы и центровые сдвигаются с места, что приведет к травмированию человека Он может находиться только на свободной тележке или на ступеньке локомотива, держась за поручни;


ж) потерянный с поезда металл загромождает железнодорожные пути и переходы, нарушает габариты Упавшие с тележек слитки и изложницы необходимо регулярно подбирать с территории завода авто- или путевым краном. Слитки надо отправлять на склад для организации сборных плавок.

Тепловые данные о слитке

Температура поверхности слитков, доставляемых к нагревательным колодцам блюминга — главный показатель уровня организации работы в стрипперном отделении. Этот параметр задается и определяется по таблицам и номограммам в зависимости от типа слитка и продолжительности остывания плавки после разливки.


Данные разных исследований позволяют указать эмпирические формулы для приближенного расчета температуры горячих слитков. Для блюмингового 8,5-тонного слитка конвертерной стали (одного из ведущих отечественных заводов) технологическая зависимость «температура — время» удовлетворяет равенствам


(8.1),(8.2)

где tк, tс — температуры поверхности слитка соответственно кипящей и спокойной стали, °С; z — промежуток времени от конца заполнения изложницы, мин.


Если средняя продолжительность отстоя плавки кипящей стали у разливочной площадки 40 мин, затрата времени на перевозку залитого состава в стрипперное отделение 10 мин, раздевание 20 мин, взвешивание и доставка слитков к нагревательным колодцам 20 мин, ожидание блюмингового локомотива на выезд из стриппера 30 мин, весь период остывания составляет 120 мин, то согласно выражению (8.1)


(8.3)

Температура поверхности слитка спокойной стали при длительности остывания 150 мин


(8.4)

В равенствах (8.1) и (8.2) представлено среднее время отстоя и охлаждения плавки. Для отдельных слитков фактическая температура поверхности будет отличаться от расчетной в зависимости от порядка разливки. Для усреднения температуры металла на стриппере плавку раздевают, начиная с последнего по разливке слитка, и заканчивают залитым первым. Расчеты показывают, что через 30 мин после заполнения изложницы слиток затвердевает почти наполовину. Образуется твердая оболочка толщиной около 100 мм, пластичная и непрочная, с температурой поверхности 1050—1100°С. Корковый слой кристаллизуется с начальной линейной скоростью в радиальном направлении порядка 2 см/мин. По мере отхода слитка от боковых стенок изложницы скорость кристаллизации уменьшается. Спустя час корка утолщается до 130—150 мм, а жидкая масса в середине слитка сокращается до 30—35%; через два часа соответственно до 200—220 мин и 13—20%; через три — жидкая сердцевина слитка составляет 5—10% объема.


Раздевание не вполне затвердевших слитков — операция опасная. Возможен сброс слитка с тележки на пол и выплеск расплава в пролет. Поэтому нельзя вывозить плавки из разливочного пролета преждевременно, сокращая установленную продолжительность отстоя.