Огнеупорщики, слесари, газосварщики и рабочие других профессий выполняют на ремонтах, как указывалось, много групповых операций одновременно на разных уровнях, в ограниченном месте, в быстром темпе и неблагоприятных метеорологических условиях. Это делает их труд опасным, а вероятность травматизма возрастает Безопасность труда зависит от продуманной организаций работ на всех стадиях ремонта, начиная от заготовки материалов и до его завершения.
На подготовительных работах несчастные случай возможны при штабелировании огнеупоров и разборке штабелей, расстановке груженых поддонов, размещении емкостей со связующими массами, обслуживании подающих транспортеров, грузовых лифтов, автопогрузчиков. Травмируют чаще всего руки, ноги и пальцы. Поэтому мастера обязаны проводить инструктаж по технике безопасности не формально, а с показом правильных приемов труда.
Чтобы оздоровить и облегчить труд на подготовительных операциях, мастера должны обучать людей в первую очередь правилам отбраковки негодного кирпича по наружному осмотру — трещинам, сколам и другим дефектам; плотной укладке огнеупоров в штабеля; размещению штабелей на цеховых площадках с соблюдением нормальной высоты (не более 1,6 м) и достаточных проходов (шириной 1 м); сопровождению обслуживаемого автопогрузчика; эксплуатации конвейеров, грузовых лифтов, автомашин; расстановке знаков безопасности и указателей; соблюдению железнодорожных габаритов приближения; знаковой сигнализации в подкрановых операциях; правильному ношению спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты работающих; согласованным действиям в групповых работах и др.
Во избежание травматизма при ломке старой футеровки конвертера мастер обязан:
1. Обучить огнеупорщиков инструкции по безопасному обслуживанию выбивной машины. Перед каждым ремонтом провести специальный инструктаж на месте работы с учетом производственных факторов.
2. Под наблюдением ответственного лица из числа ИТР цеха очистить газоход от скрапа с установкой надежного перекрытия.
3. Отделение днища от корпуса конвертера проводить под личным наблюдением мастера.
4. Тщательно оградить опасные места: территорию на нулевой отметке под ремонтируемым конвертером; место ремонта на конвертерной площадке (+8180); открытые люки и проемы. Использовать переносные экраны для защиты людей от брызг металла, шлака, яркого и слепящего пламени со стороны работающих конвертеров.
5. Обеспечить освещенность ремонтной площади не менее 50 лк, а проходов — не менее 10 лк (лампами накаливания) .
6. На видных местах под конвертером повесить трафареты «Опасно. Прохода нет».
Причинами несчастных случаев при кладке новой футеровки могут стать: падение рабочего с подмостей, площадки, лестницы в неогражденный проем или люк; удары предметов, свалившихся с лесов и металлоконструкций, разлетающиеся осколки кирпичей; загромождение рабочих мест и проходов, неустойчиво поставленные коробки с растворной массой; неисправности подъемно-транспортного оборудования; наезд автогрузчика на рабочего; засорение глаз инородными частицами; термические ожоги людей брызгами металла и шлака при продувке плавок в работающих конвертерах; ожоги от сварочной дуги; неисправное приспособление или инструмент; нарушение правил техники безопасности и др.
Каменщики не вправе распоряжаться электрокранами в цехе, где проводится ремонт. Команду машинисту крана на доставку груза отдает лицо из эксплуатационного персонала цеха, назначенное ib помощь ремонтникам.
Запрещается бросать инструмент и другие предметы с подмостей или вбрасывать их с пола на площадки. Слесари и монтажники при работе на высоте должны держать инструмент и мелкие детали в индивидуальной сумке (кожаной, брезентовой), надетой ремнем через плечо. Подвесные площадки следует оградить барьером высотой 1,1 м и обортовкой внизу (200 мм).
Автопогрузчик может двигаться по рабочей площадке лишь в сопровождении закрепленного лица, которому нужно идти на расстоянии 5 -м впереди и предупреждать встречных об опасности. Сопровождающему не разрешается находиться в кабине машиниста, отставать и отвлекаться в пути следования.
Начальник смены или мастер обязан до начала работы лично проверить состояние водителя автопогрузчика, исправность машины и решить вопрос о возможности допуска его к работе.
Администрация цеха должна выдать начальнику ремонта наряд-допуск на все работы, связанные с повышенной опасностью вблизи плавильных агрегатов, в зонах интенсивного перемещения грузов и движения железнодорожного транспорта, в местах газо- и электроопасных.
В этом документе указываются особые меры безопасности, которые обязательно должны быть осуществлены до начала работы и во время ремонта: отмечается проведенный на рабочем месте инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии (все участвующие в ремонте лица о его прослушивании расписываются). Назначается специалист, ответственный за соблюдение безопасных условий труда (обычно 'механик или старший электрик цеха).
Газоопасными называют места и работы, где концентрация вредных газов в воздухе рабочей зоны превышает санитарную норму. К вредным промышленным газам относятся оксид углерода (санитарная норма—не более 20 мг на 1 м3 воздуха); диоксид серы (S02) —не более 10 мг; аммиак — не более 20 мг (ГОСТ 12.1.005—76).
В сталеплавильных цехах вредным компонентом воздуха чаще всего является оксид углерода — отравляющий газ без запаха и цвета. Повышенная концентрация его нарушает снабжение организма кислородом. Попадая из легких в кровь, СО вступает в прочное химическое соединение с гемоглобином, ослабляя его способность к передаче кислорода тканям и клеткам организма. Наступает кислородное голодание, которое может привести к смертельному исходу.
При ремонте газохода (с открытием люков и лазов для очистки от шлама и скрапа) необходимо получить наряд-допуск от газоспасательной службы предприятия. Шлам выделяет оксид углерода, и возникает опасность отравления людей.
Газоопасные места и работы разделяют на три группы. К первой, наиболее опасной, относятся места и работы, где содержание вредных газов в воздухе рабочей зоны постоянно превышает санитарную норму. Даже кратковременное пребывание в этой среде без газозащитной аппаратуры смертельно опасно. Работать здесь нужно в кислородных изолирующих аппаратах по наряду-допуску и под наблюдением газоспасателя.
Ко второй группе относятся места и работы, где содержание вредных газов в воздухе рабочей зоны периодически превышает санитарную норму и пребывание там без газозащитной аппаратуры смертельно опасно. Порядок работ ведения здесь такой же, как и для первой группы, с одним различием: газозащитная аппаратура применяется в случае необходимости.
К третьей группе относятся места и работы, где возможно появление в воздухе вредных газов в количествах, превышающих санитарную норму. Выдача наряда-допуска для них не нужна, но периодически следует отбирать пробы воздуха для определения концентрации вредных газов.
В конвертерном цехе постоянных газоопасных мест первой и второй группы нет, но проводятся газоопасные ремонты. К первой группе газоопасности относят работы на заглушках газопроводов под давлением; ко второй — очистку газохода от наносов плавильной пыли. К местам третьей группы газоопасности относят горелки на стендах сушки ковшей, газовые плиты для подогрева прибыльных надставок, изложниц и поддонов, рабочие площадки миксерного отделения и помещение дымососной.
Огнеупорщики должны быть обучены пользованию газозащитной аппаратурой. Каждый из них обязан иметь личное удостоверение на право производства работ третьей группы газоопасности.
В работе огнеупорщиков немалый процент ручного труда. Его надо ограничить до минимума. Следует механизировать все грузовые операции. Администрация цехов конвертерного и ремонтов металлургических печей (ЦРМП) обязана обеспечить бесперебойную работу конвейеров, норий, грузовых лифтов и автопогрузчиков. В целях облегчения и оздоровления труда ремонтного персонала, во избежание травматизма на ремонтных работах при заменах футеровки необходимо совершенствовать конструкции основного оборудования — выбивных и уборочных машин, мусоропроводов, подъемников, вышек, контейнеров и др.