В начало разделаОхрана труда в металлургии → Охрана труда в конвертерных цехах

Основы безопасности в конвертерном производстве. Психологический климат

Психологический климат

Действующие в промышленности нормы и правила безопасности возлагают ответственность за создание безопасных условий труда на руководителей всех звеньев: от мастера и до директора предприятия в пределах их обязанностей. Мастер конвертерного цеха является не только руководителем, но и наставником, воспитателем подчиненных. Сработанность, дисциплина, настроение в первичном трудовом коллективе определяют его психологический климат. Сила общности не только в массовости. В социалистическом производственном коллективе повышается самосознание людей, влияние общественных интересов, дух соревнования, гордость за успехи цеха и предприятия. Важен также нравственный (моральный) климат в коллективе.


Мастер обязан заботиться о сплоченности своих подчиненных, прививать им чувства личной и общей ответственности за выполняемую работу, порядок на рабочих местах, соблюдение правил безопасности, развивать сознание требовательности, само- и взаимоконтроля. Ему необходимо поддерживать нормальные межличностные отношения в коллективе, с учетом особенностей каждого и той роли, на которую человек претендует в этой производственной группе.


Руководителю надо быть требовательным, но справедливым и выдержанным, уметь прислушиваться к мнению рабочих, к их деловым советам. Но в тоже время использовать свое служебное положение в интересах укрепления трудовой и технологической дисциплины. Приемлемо и неформальное отношение к подчиненным, обращение в дружеском поощрительном тоне, которое, однако, не должно переходить в панибратство.


Здоровому человеку свойственно стремление к привилегированному положению в своем социальном окружении. В этом проявляется безусловный рефлекс самоутверждения индивида в группе, сообществе.


Претензии бывают обоснованными и необоснованными. Если человек своей работой подтверждает заявку на статус ведущего, то эта роль молчаливо за ним признается. Он приобретает авторитет неформального лидера. Эту роль обычно заслуживают добросовестным отношением к своим обязанностям, жизненным опытом, поведением, располагающим к доверию, готовностью оказать помощь другим, чувством юмора и прямотой суждений. Если претензии заявителя делом не подтверждаются, возникают конфликты на почве психологической несовместимости в группе. Несостоявшийся лидер чаще всего выступает возмутителем спокойствия.


В малой группе может оказаться и лидер отрицательного толка, демагог, выступающий якобы от имени остальных рабочих, но на самом деле тип эгоистичный, преследующий личные корыстные цели. Мастеру следует отличать настоящего лидера (ведущего рабочего) от демагога. На первого надо опираться в работе, а второго — нейтрализовать.


Разногласия в первичном коллективе порождают нервозную обстановку и срывы в работе. Отрицательные эмоции расстраивают нейродинамический рабочий стереотип. Взаимоконтроль прекращается. Реакции на сигналы запаздывают. Нарушаются правила технологической и трудовой дисциплины, техники безопасности. Возрастает травматизм.


Мастер должен найти индивидуальный подход к подчиненному, изучить его характер, способности, отношение к своим обязанностям. Это поможет ему понять психологическую заявку человека и установить с ним нормальный деловой контакт.


Руководствуясь такими оценками, мастер укрепит психологический климат на своем участке, улучшит производственную деятельность коллектива.

Нарушители норм безопасности

Нарушение норм и правил безопасности на производстве вовлекает работающего в опасную для здоровья и жизни ситуацию. У человека, допустившего подобное нарушение, не сработал должным образом рефлекторный механизм самозащиты организма, что могло произойти по разным причинам:


1. Отсутствовал условный сигнал опасности (техническая сигнализация оказалась неисправной или ее не было).

2. Техническая сигнализация исправна, но специализированные мозговые центры, которым сигнал адресовался, заторможены сильным внешним раздражителем.

Психологически это проявилось в отвлечении внимании шумом, другим посторонним фактором (звуковым, световым, движущимся предметом и др.).


3. Защитная реакция организма запоздала или не реализовалась из-за утомления.

4. Отсутствовал условный рефлекс на данный сигнал. Человек не был обучен.

5. В сознании человека не четко сформулцрован негативный образ цели труда, т. е. не был усвоен инструктаж по технике безопасности.

6. Не соблюдена трудовая дисциплина, рабочий профессионально непригоден и др.


Работающий может стать нарушителем техники безопасности из-за особенности характера — упрямства, привычки действовать наперекор, подражания, любопытства, импульсивности поведения. К нарушениям норм безопасности приводят подчас и объективные причины, например неудовлетворительная организация трудового процесса, несовершенство технологии, низкий уровень механизации подсобных работ и т. д.


Руководитель среднего звена, непосредственно общающийся с людьми на участке, не должен проходить мимо любого нарушения правил безопасности. Выявленного нарушителя надо повторно обучить инструкции и проверить, как она усвоена. Это обязательная мера профилактики травматизма. Мастеру следует иметь в виду и то, что притупление чувства осторожности может быть следствием не только беспечности человека, но и других причин:


1. Недомогания, утомления из-за того, что человек к рабочей смене не был подготовлен, не выспался, не отдохнул.

2. Алкогольного опьянения.

3. Отрицательных эмоций — озабоченности, обиды, подавленного состояния.

4. Дефекта слуха или зрения, пониженной чувствительности, медлительности.

5. Неудовлетворения выполняемой работой, вызывающей внутреннее торможение в нервных центрах коры головного мозга.

6. Неуравновешенного характера. Чрезмерно возбудимый человек способен ввязаться в непорученное дело, совершить эксцентричный поступок и стать нарушителем техники безопасности.

7. Психологической ранимости. Замечание в свой адрес человек воспринимает болезненно, как придирку, выражение несправедливости. В состоянии обиды теряет внимание, чувство меры, самоконтроль.

8. Сильно выраженного врожденного рефлекса свободы. Плохо переносит положение подчинения, требования регламента, внутренне отвергает заведенный производственный порядок.


По каждому нарушению правил техники безопасности принимаются меры воспитания, обучения и пресечения. Попустительство поощряет нарушителя к дальнейшим проступкам. Мастер должен знать, в каком состоянии заступает на смену каждый его рабочий; озабоченных и медлительных подбодрить, неработоспособных к делу не допускать.


У нарушителей правил безопасности, вовремя не выявленных и повторно не обученных, вырабатывается безответственное отношение к работе, небрежное обращение с техникой. Появляется ложное чувство неуязвимости, самооправдания проступков, бравирование. Это приводит к многократно повторяемым нарушениям правил технической эксплуатации механизмов и приспособлений (по привычке). Проникшись чувством ложного иммунитета («машина мол своих не трогает»), подкрановый рабочий заходит под висящий груз, наладчик регулирует механизм на ходу, электрик принимается устранять повреждение в электросети под напряжением, слесарь ремонтирует сталевозную тележку на железнодорожном пути без ограждения рабочего места и т. п. Нарушителей правил техники безопасности следует воспитывать на бригадных оперативках, критикой в стенной печати, многотиражке, сатирических листках и средствами административного принуждения.


Более внимательно должен отнестись к такому рабочему и наставник — неформальный лидер бригады. Он может стать для него примером поведения на работе, внушить желание подтянуться, исправиться.


Мастер в повседневной работе должен придерживаться тонкого психологического такта в отношении лиц неуравновешенных (с трудным характером). Отдавать распоряжения и делать замечания чаще в уважительном тоне и реже в категорическом (в форме приказа), продуманно применять меры поощрения, ровным обращением завоевать доверие у подчиненных.


Подражание, любопытство, непринятие ограничений обусловлены наследственными чертами характера. Для профилактики связанных с ними нарушений используют меры общественного воздействия.


Нарушения безопасности труда из-за несогласованности в совместных действиях происходят по р*азным причинам: нераспорядительности старшего рабочего, психологической несовместимости партнеров, шума, плохого освещения, поспешности, неудобной рабочей позы и т. п. Избежать их можно правильной расстановкой людей, лучшей организацией труда.


Иногда нарушителями становятся вынужденно. Например, при ходьбе по неблагоустроенной территории предприятия, по необорудованным переходам, переездам, пешеходным дорожкам и случайным маршрутам.


Соблюдение норм и правил безопасности — одна из основных обязанностей работающих, которая предусмотрена «Типовыми правилами внутреннего распорядка рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций», а также отраслевыми и заводскими правилами и предписаниями.


Мастер ведет учет выявленных на участке нарушителей правил техники безопасности, записывает в специальный дневник, отмечает принятые в отношении каждого меры пресечения и воспитания. Практикуют регулярные устные отчеты его на оперативных совещаниях у начальника цеха. В установленном порядке регистрируют также проведенную мастером работу по профилактике травматизма и повышению культуры производства.


Эту работу мастеру нужно планировать на декаду, месяц и квартал, составлять письменные отчеты по выполнению намеченных мероприятий, включать в них конкретные предложения, подсказанные собственным опытом и рекомендациями работающих, добиваться их реализации. Материалы отчетов должны войти в месячные планы начальника цеха и дирекции предприятия по улучшению техники безопасности, охраны труда и повышению культуры производства. Планы составляют на каждый месяц. Разрабатывают мероприятия и на более длительный срок.