Когда говорят «нужен как воздух», сразу ясно - речь идет о чем-то жизненно важном. Без него человек не проживет и нескольких минут. Дышим всегда, везде. Но - чем? И почему так радуются горожане, выезжая «на свежий воздух»? И до какой степени он «свеж» в 50 км от столицы?
Качество атмосферного воздуха - важнейший фактор, влияющий на здоровье, на санитарную и эпидемиологическую ситуацию. Но две трети населения нашей Федерации проживает на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормам.
Если в среднем по России удельный вес проб атмосферного воздуха с содержанием вредных веществ около 6%, то на Алтае - 29%, в Бурятии - 24, 6, в Красноярском крае - почти 22, в Ивановской области - 20, в Кемеровской - более 18, в Ульяновской - 16,5, а в Калужской - более15%.
Кстати, высокий уровень загрязнения воздуха на этих территориях наблюдался и в прошлые годы.
Где же наиболее загрязненный воздух? Именно там, где мы живем и проводим большую часть времени - в зоне жилой застройки, если там проходят автомагистрали. Даже там, где много предприятий, в зоне влияния промышленных выбросов он в ряде случаев намного ниже.
В какой-то мере ситуацию могли бы выровнять очистные сооружения. Но в Мурманской области, например, очистными установками оборудовано только 50% организованных источников выбросов.
И еще проблема (вот он, социальный аспект в доле «естественной убыли»!) - средний россиянин все еще не волен выбирать дом, в котором он хотел бы жить и место, на котором этот дом должен стоять. Дорого это, не по карману. Вот и приходится жить там, где поселили, хотя оконные стекла за неделю чернеют от копоти. Но окно можно отмыть, а собственные легкие?
По сей день сотни тысяч человек вынуждены проживать в так называемых СЗЗ, то есть санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, где особенно высок уровень загрязнения атмосферного воздуха. Например, в Челябинской области в этих СЗЗ проживает сейчас более 200 тыс. человек, в Кировской области - более 20 тыс., а в Самарской - около 13 тыс. человек.
Естественный вопрос: если трудно переселять людей, то что делается для улучшения экологической обстановки? В ряде регионов проводятся мероприятия по снижению загрязнения воздуха. В той же Самарской области реализуются федеральные программы социально-экологической безопасности. За последние три года таких мероприятий было более сотни, в том числе - ввод комплексов по очистке дымовых газов на Безыменской, Сызранской и Самарской ТЭЦ; в качестве моторного топлива на транспорте шире стал использоваться природный газ; внедрены системы доочистки дымовых газов на заводе «Металлург»; на Куйбышевском НЗП усовершенствовано оборудование, в результате чего уменьшились выбросы углеводородов и т.д.
Подобные природоохранные мероприятия проводились также в Липецкой области, в Красноуральске, Санкт-Петербурге, Москве.
В Липецкой области проведена реконструкция коксовых батарей на ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»; в Красноуральске внедряются отдельные мероприятия с целью снижения нагрузки по свинцу на население. Кроме того, действует областная целевая программа под названием «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской области».
Две столицы - Москва и «Северная Пальмира» - всегда привлекали особое внимание. Не только как культурные, экономические и политические центры, но и просто как большие города, которые веками оставались примером для подражания.
Анализ показывает, что Санкт-Петербург все же чище Москвы. Может быть, потому что он меньше, а может, и потому - не в последнюю очередь - что в городе сокращено потребление мазута в качестве топлива на городских ТЭЦ (82% составляет газовое топливо). К тому же Главный государственный санитарный врач запретил ввозить в город и продавать этилированный бензин. При этом еще надо учесть, что в 2000 году в северной столице строили и реконструировали 67 сооружений по очистке выбросов в атмосферу, а на автозаправочных станциях устанавливаются системы газовозврата - это тоже уменьшает выбросы.
А для Москвы эта проблема - выбросы автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферный воздух -остается одной из самых главных.
Если учесть, что доля этих выбросов - более 90%, становится ясным, почему в округах разработаны специальные программы «Снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду от автотранспорта». Но что касается конкретных результатов, то о них пока предпочитают умалчивать. Достаточно оказаться на любой столичной магистрали в час пик, чтобы понять, насколько острой остается проблема. Гости столицы с удивлением смотрят на стены и окна домов на Тверской, Ленинском и Кутузовском проспектах, Садовом кольце - они буквально серые от выхлопных газов.
Наиболее частое обращение к Москве, как «главной героине» книги не должно смущать, поскольку авторы в качестве примера приводят и всю Россию, и США, и отдельные американские штаты (когда речь идет о сравнительном анализе снижения выбросов автомобилями или о контроле за этими выбросами). Но именно в Москве выброс вредных веществ автотранспортом составляет 1,7 млн. т или около 87% в общих выбросах в атмосферу.
Читатель может сам разобраться в этом вопросе, изучив обзор экологических программ США, Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и других стран, перешедших на применение пропан-бутана в качестве моторного топлива. Сотни схем, расчетов экономической эффективности, графиков; исследование динамики структуры автопарка, анализ существующих систем экологического мониторинга и т. д. свидетельствуют о реальности формулы «экология + экономия + здоровье».
Именно «плюс», а не «за счет».
Такие темы, как «город и автомобиль», «моторное топливо», «виды газового топлива», «экологический мониторинг», «многотопливная АЗС», «экологически чистый автомобиль», еще долгое время будут актуальными, потому что, если не все ездим на автомобилях, то дышим-то - все; значит, каждого касается и коснется.