Мы далеко не всегда знаем, что и как воздействует на окружающую среду а, следовательно, и на наше здоровье. Например, привыкли к шуму - и автомобильному, и авиационному. Но разве он не влияет на нас? Или -электромагнитное загрязнение (от радиостанций, телебашен, воздушных линий электропередачи)? А еще есть воздействие ракетно-космической техники и т.д.
Все это - физические факторы. В 2000 году санитарно-эпидемиологическая обстановка, обусловленная воздействием именно этих факторов, оставалась неблагоприятной. Прежде всего - для населения. Выяснилось, что 52% обследованных объектов не отвечали требованиям по шуму, 25% - по вибрации и 23% - по уровню электромагнитного излучения. Только в Москве около 70 процентов жилого фонда не отвечает санитарно-эпидеомиологическим требованиям по уровню шума.
Допустимый уровень шума (в дневное время!) - 40 дБА. А в Москве почти во всех домах, расположенных на Садовом кольце, на проспектах и шоссе (где наиболее интенсивное движение), уровень транспортного шума - до 65 дБА. Эта зона повышенного акустического загрязнения в столице - более 6000 га, то есть почти третья часть заселенных территорий. И проживает в этой зоне 3,25 миллиона человек - то есть более 30 процентов населения города.
Основные источники шума - автомобильные и железнодорожные магистрали, трамвайные пути, промышленные предприятия и т. д. В Санкт-Петербурге вредному действию шума подвергается 1,5 миллиона человек. При этом на отдельных магистралях уровни шума достигают 85 дБА. В сущности, шум давно стал проблемой всех крупных городов России. Отсюда - и рост нервных расстройств, и головные боли, и общие заболевания, и быстрая утомляемость, и плохой сон...
Есть смысл отдельно сказать об авиационном шуме. Это в первую очередь проблема населения, проживающего в районе аэропортов. По некоторым данным, вредному воздействию этого шума подвергается до 5 миллионов человек. Но неучтенными остаются еще те миллионы пассажиров, которые пусть и не проживают на этих территориях, но иногда подолгу находятся в зданиях аэровокзалов.
Значительная часть российских воздушных судов не отвечает современным требованиям по шуму. Именно из-за требований безопасности по уровню шума во многих странах Европейского сообщества запрещена посадка российских моделей самолетов. Зная о том, что парк воздушных судов почти не обновляется, можно прийти к выводу, что в ближайшие годы шумовое воздействие здесь вряд ли снизится. Тем более, что в эксплуатации сейчас находятся, как правило Ту-134, Ил-76, Ил-86, - то есть наиболее шумные отечественные машины.
Электромагнитное загрязнение окружающей среды - еще одна проблема. Хотя электрическое поле нельзя увидеть или понюхать хотя им не дышат, как бензиновыми выхлопами и его не слышат, как авиационный шум, оно все же реально воздействует на человека.
Уровень электромагнитного поля в зоне жилой застройки зависит от мощности телевизионного передатчика, высоты подъема антенны и расстояния до телебашни. Сейчас передатчики некоторых радиостанций (3—30 МГц) находятся в городской черте и напряженность электрического поля возле антенн в зоне жилой застройки достигает 30—40 В/м.
Источниками техногенных электромагнитных полей являются и многие телекоммуникационные технические средства, а также офисная и бытовая техника.
Сейчас существует тенденция наращивания излучающих технических средств - и по количеству, и по потенциалу. В городах, особенно на высотных домах, мы видим большое количество антенн различных частотных диапазонов, множество других излучателей. Положение усугубляется тем, что большая часть технических средств размещается в нетиповых условиях. Напряженность электрического поля в жилых домах, расположенных вблизи воздушных линий электропередачи, в основном не превышала 100—250 В/м.
Беспокойство вызывают воздушные линии с напряжением 35-220 кВ, проходящие через жилые кварталы. Дело в том, что для них не предусмотрены санитарно-защитные зоны. В Санкт-Петербурге было обнаружено 25 зон, в которых расстояние от линии до жилой застройки не превышало 50 метров, а в некоторых местах было и вовсе 15— 20 метров. Здесь необходимо также отметить и неблагоприятное воздействие на жизненно важные органы человека часто используемой мобильной телефонной связи. Такое воздействие предельно высоко в случаях неустойчивой связи или ее отсутствия, когда телефоны в поисках сети издают особенно мощные импульсы.
Влияет на окружающую природную среду (соответственно и на население) и ракетно-космическая техника. Это воздействие на все слои атмосферы, включая озоновый; механическое и химическое загрязнение; акустическое, тепловое и электромагнитное воздействие; загрязнение околоземного космического пространства («космический мусор»). Наиболее явно все это выражено в районах пусков ракет-носителей и в районах падения их отделяющихся частей. Такие территории, как правило, химически загрязнены.
В 2000 году было осуществлено 36 пусков ракет-носителей. В результате в атмосферу поступило 6300 тонн СО2, 2750 тонн Н2О, 850 тонн СО и много других выбросов. Много это или мало? Как известно, плохого не бывает мало - его всегда только много. Но если сравнить с выбросами загрязняющих веществ промышленными объектами, то получится, что выбросы при пусках ракет-носителей составляют 0,01% (а для космодрома «Свободный» - 0,001%).
Однако, из-за высокой токсичности, именно выбросы неотработанного ракетного топлива (вещество - гептил) представляют собой высоко токсичную среду и негативно влияют на здоровье населения. По оценкам специалистов, токсичность гептила превышает токсичность синильной кислоты, включенной в перечень реагентов, относимых к отравляющим веществам массового поражения и запрещенных к применению Конвенцией о запрете химического оружия.