Говоря об экологии и природопользовании, невозможно оставить без внимания тему «государство и экология». А это прежде всего такие вопросы как экологическая политика и экологическая безопасность, законодательство и государственный экологический контроль, экологическая экспертиза и экологический мониторинг, экономическое сотрудничество и достижения науки и техники, информационное обеспечение природоохранной деятельности и экологическое образование, общественное экологическое движение и т.д. и т.п.
Всему этому в «Государственном докладе» отводится более ста страниц текста. Но то, что интересно специалисту (конкретные постановления и приказы, отчеты и системы платежей), не всегда представляет такой же интерес для более широкого читателя. Поэтому мы кратко остановимся лишь на тех моментах, которые имеют в первую очередь познавательное значение.
Основы экологической политики России закреплены в Конституции, законах, указах Президента Российской Федерации, в других документах. Основной орган государственного управления состоянием окружающей среды -Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России). Ему подчиняются Управления (Главные управления) по природным ресурсам и охране окружающей среды в каждом субъекте России.
Был принят ряд федеральных законов по вопросам природопользования; на территории России введены правила ЕЭК ООН, содержащие требования к выбросам автомобилей; введен ГОСТ, не допускающий производства этилированных автомобильных бензинов с октановым числом 91 и выше. Обновлено нормативное обеспечение экологической безопасности на транспорте (речном, морском, железнодорожном, воздушном). Введена сертификация продукции по требованиям охраны окружающей среды.
Основные законы и нормативные документы о содержании экологических прав граждан России, их законодательном обеспечении, путях защиты и примерах успешной защиты экологических прав приведены на интернет сайте Российского экологического федерального информационного агентства (РЭФИА). Государственный экологический контроль осуществляется инспекторами по охране окружающей среды. Инспекторский состав в 2000 году стал на 31% меньше, чем в 1999-м. Было проведено 166 000 проверок и выявлено 214 тыс. нарушений (более 135 тыс. из них устранено), выявлено 305 тыс. нарушений в сфере земельных отношений, 21 108 нарушений водного законодательства; 3 357 нарушений обнаружили морские инспекции МПР России.
Морскими пограничниками было осмотрено почти 18 тыс. судов, изъято более 4 575 тонн незаконно добытой продукции, предъявлено исков на сумму более 131 млн. рублей. Инспекторы рыбоохраны выявили 210 574 нарушений правил рыболовства; на 5 128 человек в следственные органы направлено более 3 600 дел по фактам злостного браконьерства.
Органами прокуратуры в 2000 г. выявлено 56 400 нарушений законодательства об охране природы (кстати, это почти на 38% больше чем в 1999 г.) Увеличилось число нарушений законов об охране земельных, водных ресурсов, атмосферного воздуха. Больше всего таких нарушений в Краснодарском крае, Ростовской области, Ямало-Ненецком автономном округе. Растут экологические преступления, связанные с порубкой деревьев (почти 51%), добычей водных животных и растений (более 42%), охотой (почти 5%).
В 2000 г. проведена федеральная экологическая экспертиза 430 объектов. Общее число проведенных экспертиз по России - около 61 тыс. единиц рассмотренной документации. Это проекты, обоснования лицензий, заключения и т. д. Для обеспечения прозрачности процесса подготовки и принятия экологически значимых решений, а также для обеспечения доступа населения к экологической информации в конце 2000 г. национальное информационное агентство «Природные ресурсы» Природа и РЭФИА создали специальный сайт Госэкоэкспертизы, содержащий много информации о порядке проведения экспертизы, правах общественности и населения, действующих документах и т. п.
Понятия «государственный экологический мониторинг», «единая государственная система экологического мониторинга» нашли отражение в девяти федеральных законах. При поддержке Европейского Союза начат проект «Системы экологического мониторинга в России». Главный государственный орган по мониторингу состояния окружающей среды - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет). Наблюдения за загрязнением атмосферы постоянно проводятся в 220 городах и населенных пунктов (627 стационарных постов Росгидромета). Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1195 водных объектов; по гидробиологическим - 90. На 160 станциях в прибрежных районах 8 морей ведутся наблюдения за загрязнением морской среды; за трансграничным переносом веществ; производится контроль загрязнения почв в 560 пунктах на территориях 114 районов.
Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности насчитывает 30 постов (вокруг крупных промышленных предприятий, в ценных лесах). За химическим составом и кислотностью осадков наблюдают 124 станции федерального уровня, 123 пункта и 8 лабораторий. Контроль Загрязнения снежного покрова осуществлен на 565 пунктах. За радиационной обстановкой наблюдают около 2 000 пунктов.
Вся система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках. Что касается государственного мониторинга водных объектов, то сеть наблюдений МПР России представлена 314 наблюдательными пунктами.
Организации МПР России продолжают работы по ведению государственного мониторинга состояния недр (21 тыс. наблюдательных пунктов - за состоянием подземных вод; более 1300 участков - за развитием опасных экзогенных геологических процессов; свыше 40 пунктов - сейсмологические наблюдения для прогноза землетрясений и т. д.) Госгортехнадзор России осуществляет контроль за соблюдением установленных требований горнодобывающими предприятиями.