У детей выше скорость метаболических процессов и больше потребление кислорода. Это является одной из причин большей частоты дыхания. Тем не менее, отношение дыхательного объема к массе тела (5—7 мл/кг) остается относительно постоянной величиной вплоть до взрослого возраста. Расход энергии на работу дыхательной мускулатуры (1 %) также остается относительно постоянным, хотя он и больше у недоношенных детей.
Таблица 2.1 Частота дыхания в покое в разных возрастных группах
Возраст, годы |
Частота дыхания в минуту |
---|---|
<1 |
30-40 |
1-2 |
25-35 |
2-5 |
25-30 |
5-12 |
20-25 |
>12 |
15-20 |
У взрослых комплайенс легких в равной степени зависит как от эластичности самих легких, так и от эластичности грудной стенки. У новорожденных сопротивление расправлению грудной клетки определяется состоянием легочной паренхимы и, главным образом, зависит от сурфактанта. В течение первой недели жизни, по мере удаления жидкости из легких, комплайенс легких увеличивается.
При обструкции дыхательных путей или при уменьшении податливости легких у детей вследствие эластичности грудной клетки возникает значительная ретракция грудины и межреберных промежутков. Это вызвано тем, что внутригрудное давление приближается к атмосферному, т.е. становится менее негативным, что нарушает проходимость мелких дыхательных путей, так как внутригрудное давление в конце выдоха приближается к «объему спадения» (объему, при котором начинается спадение бронхиол).
При рождении кривая диссоциации оксигемоглобина смещена влево и значение Р50 (РO2 при 50% насыщении гемоглобина кислородом) существенно снижено. Это обусловлено тем, что 70% гемоглобина представлено фетальным гемоглобином, содержание которого уменьшается к 6 мес. до неопределяемых величин.
Незрелые легкие младенцев более склонны к повреждению. Продленная вентиляция легких у новорожденных может вести к возникновению продленной, иногда до 1 года, кислородной зависимости. У многих младенцев, перенесших бронхиолит, в дальнейшем в течение года сохраняется повышенная реактивность бронхов, склонность к образованию большого количества плохо дренируемой мокроты.
Дети имеют относительно небольшой ударный объем (у новорожденного он равен 1,5 мл/кг), при этом сердечный индекс у них больше, чем в каком-либо другом возрасте (300 мл/кг/мин). Сердечный индекс уменьшается до 100 мл/мин/кг у подростка и до 70—80 мл/кг/мин у взрослого. Одновременно по мере увеличения размеров сердца увеличивается ударный объем. Сердечный выброс (минутный объем сердца) зависит от ударного объема и частоты сердечных сокращений. Эти изменения и обусловливают изменение частоты сердечных сокращений в детском возрасте (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Частота сердечных сокращений в разных возрастных группах
Возраст, годы |
Частота сердечных сокращений в минуту |
---|---|
<1 |
110-160 |
1-2 |
100-150 |
2-5 |
95-140 |
5-12 |
80-120 |
>12 |
60-100 |
Поскольку ударный объем у маленьких детей относительно мал, сердечный выброс напрямую зависит от частоты сердечных сокращений. Практическое значение этого заключается в том, что эффект инфузионной терапии невелик в плане увеличения сердечного выброса. К двухлетнему возрасту увеличивается сократительная функция миокарда и эффект от инфузионной терапии становится схожим с таковым у взрослого человека.
Системное периферическое сопротивление повышается с рождения до взрослого возраста. Это находит отражение в изменении артериального давления (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Систолическое давление в разных возрастных группах
Возраст, годы |
Систолическое давление, мм рт.ст. |
---|---|
<1 |
70-90 |
1-2 |
80-95 |
2-5 |
80-100 |
5-12 |
90-110 |
>12 |
100-120 |
При рождении иммунная система незрелая, поэтому маленькие дети более склонны к возникновению таких заболеваний, как бронхиолит, сепсис, менингит и инфекция мочевыделительной системы. Материнские антитела, проникающие к плоду через плаценту, обеспечивают в некоторой степени защиту новорожденного, но их уровень прогрессирующе снижается в течение первых 6 месяцев жизни. Дальнейшее повышение антител в крови происходит медленно по мере роста ребенка. Грудное вскармливание обеспечивает некоторый уровень защиты от респираторных и кишечных инфекций.
Дети очень отличаются друг от друга по уровню интеллектуального развития и выраженности эмоциональных реакций. Знание особенностей развития ребенка помогает понять определенные поведенческие реакции и принять соответствующую стратегию лечения. Особенно важное значение следует уделять общению с ребенком, попавшим в критическую ситуацию, и максимальному уменьшению его страха.
Маленькие дети не умеют говорить, речь у более старших только формируется. Это вызывает трудности, когда надо описать симптомы, например, боль. Дети, умеющие говорить, могут просто молчать. Необходимую информацию можно получить из ограниченного речевого общения и множества невербальных признаков (поза, выражение лица). Дети старшего возраста лучше понимают аспекты своего заболевания и проводимого лечения, и это нужно обсуждать с детьми в соответствующей их возрасту беседе.
Все неотложные состояния и многие из тех состояний, которые у взрослых пациентов не являются таковыми, вызывают у ребенка страх. Страх служит дополнительным стрессорным фактором для ребенка и увеличивает беспокойство его родителей. При этом изменяются физиологические параметры, такие как пульс и частота дыхания, что усложняет обследование ребенка.
Страх является значительной проблемой в дошкольном возрасте, когда у ребенка часто присутствует «сверхъестественное» восприятие болезни. Это значит, что ребенок может воспринимать свою болезнь как наказание за дурную мысль или поступок. Дети школьного возраста и подростки могут бояться, потому что отождествляют свою болезнь с заболеваниями, о которых слышали в разговорах взрослых, фильмах или телепередачах (например, ребенок, увидев сложную операцию в фильме, не будет правдиво отвечать на вопросы врача, боясь, что его тоже будут оперировать).
Знание уменьшает страх, поэтому важно как можно подробнее объяснить ребенку все происходящее. Объяснения должны даваться на понятном ребенку уровне. Для этого можно использовать игру, которая может несколько сгладить необычную и стрессорную ситуацию (например, наложить повязку сначала на куклу). Наконец, родителям необходимо разрешить все время оставаться с ребенком. Их отсутствие может вызвать дополнительный страх у ребенка и у самих родителей.