В начало разделаПожарная безопасность → Основы пожарной безопасности

Противопожарный режим в классах, лабораториях, кабинетах, мастерских


Содержание установок пожарной сигнализации

Установки пожарной сигнализации должны находиться в исправном состоянии. В помещении пожарного поста должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправностях установок пожарной сигнализации.


Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт установок должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.


В период выполнения технического обслуживания или ремонта, связанных с отключением установок (отдельных шлейфов), руководитель учебного заведения обязан принять необходимые меры по усилению охраны зданий и сооружений.


Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, кабинеты физики и учебные мастерские. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легкогорючие жидкости, спиртовки, электроприборы и др. оборудование. В химических лабораториях пожар может возникнуть при неправильном использовании и хранении реактивов, поскольку химические вещества, используемые здесь, являются в своем большинстве пожарно- и взрывоопасными. Например, белый фосфор и его пары на воздухе самовозгораются, алюминиевая пудра, порошкообразный цинк легко окисляются и самовозгораются в присутствии влаги. К самовозгоранию с последующим воспламенением склонны также сернистые соединения металлов. Например, сернистые калий и кальций быстро окисляются на воздухе и загораются.


Алюминий хлорнокислый, пикриновая кислота, нитросоединения и др. обладают свойствами взрывчатых веществ. При соответствующих условиях они могут взрываться не только при ударе, трении, детонации, но и при воздействии внешнего теплового или электрического источника.


Легковоспламеняющимися твердыми реактивами в порошкообразном состоянии являются титан, кремний, фосфор красный. К жидким легковоспламеняющимся жидкостям относятся спирты, эфиры, бензин, керосин.


Щелочные и щелочноземельные металлы (натрий, калий и др.) при контакте с водой выделяют водород, который самовоспламеняется со взрывом. Кальций и барий воспламеняются на воздухе при нагревании. Карбиды при взаимодействии с водой выделяют ацетилен или смеси углеводородов. Карбиды щелочных металлов при контакте с водой взрываются.


Азотная кислота, попадая на сгораемый материал, может вызвать его самовозгорание. Некоторые соли азотной кислоты, например, калий азотнокислый, при контакте с органическими веществами легко воспламеняются и интенсивно горят.


Калий марганцевокислый и другие соли марганцевой кислоты очень сильные окислители, при соприкосновении с органическими веществами, а также с серной кислотой способны взрываться и вызвать пожар.


В целях предупреждения пожаров в учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, пособия и т.п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках. Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количества, установленного нормами проектирования. Мебель и учебное оборудование устанавливается с таким расчетом, чтобы не загромождать выходы из классных комнат, кабинетов и аудиторий.


В химических лабораториях и кладовых реактивы следует хранить в шкафах, закрываемых на замки, ключи от которых должны находиться у преподавателей (лаборантов).


Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, бензол, эфир, ацетон, керосин, спирт и др.) разрешается хранить в общем количестве не более 3 кг в специальном металлическом ящике, установленном вдали от нагревательных приборов и выходов.


Реактивы и другие вещества и материалы, совместное хранение которых может вызвать аккумуляцию тепла, образование пожароопасных концентраций или может стать импульсом для самовозгорания, должны храниться раздельно в соответствующей упаковке и в несгораемых шкафах.


На банках, бутылях и другой упаковке с химическими реактивами и веществами должны быть четкие надписи с указанием их наиболее характерных свойств: "Огнеопасные", "Ядовитые", "Химически активные" и т. п.


Концентрированные минеральные кислоты разрешается хранить в количестве не более 3 л в стеклянных банках с притертой пробкой. Бром и хромовый ангидрид должны храниться в стеклянной посуде, установленной в специальные металлические или фарфоровые сосуды. Эти вещества необходимо размещать в вытяжном шкафу.


Реактивы (окислители) - бертолетова соль, перхлораторы бария и аммония, хлорноватокислый натрий, бромноватокислый калий, азотнокислые натрий, калий, кальций, барий, аммиачная селитра, должны храниться в стеклянных банках с притертой пробкой или пластмассовой завинчивающейся крышкой. Эти реактивы устанавливаются на отдельной (верхней) полке шкафа.


Перекиси натрия и бария разрешается хранить в стеклянных банках с притертой пробкой. Банки должны устанавливаться в металлические резервуары. Размещаются они на той же полке, где хранятся окислители. Размещение на этой полке каких-либо других веществ не допускается.


Красный фосфор можно хранить в стеклянной или металлической банке с плотно закрывающейся пробкой или крышкой. Перекись водорода надо хранить в темной стеклянной посуде с корковой пробкой, которая устанавливается в металлический контейнер. Красный фосфор и перекись водорода можно размещать совместно с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми), вдали от полок с окислителями, металлическими порошками и щелочными металлами.


В физических и химических лабораториях запрещается работа учащихся с реактивами, электрическими и другими нагревательными приборами без руководства преподавателя или лаборанта


В учебных мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Убирать мусор, отходы и промасленную ветошь из таких помещений необходимо после каждого занятия. В столярных мастерских не должно быть более чем однодневного запаса материалов. Заниматься и работать в мастерских учащиеся могут только в присутствии и под руководством преподавателей производственного обучения.


Ежедневно по окончании занятий в классах, мастерских или лабораториях преподаватели, лаборанты или лица, ответственные за пожарную безопасность, должны тщательно осмотреть закрываемые помещения, устранить обнаруженные недочеты и обесточить электросети.