Для обеспечения четкого, организованного движения людей при эвакуации и исключения паники для учебных учреждений разрабатываются планы эвакуации людей из зданий на случай пожара. План эвакуации состоит из графической и текстовой частей.
На графической части вычерчивают планы этажей здания. При разной поэтажной планировке планы эвакуации составляют для каждого этажа, а при одинаковой - выполняют один план с указанием этажей, к которым они относятся. Планы этажей можно упрощать, изображать конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути должны быть показаны. Наименования помещений обозначают непосредственно на планах этажей, либо все помещения нумеруют и приводят экспликацию помещений. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить объяснительную записку к плану эвакуации.
Двери на плане эвакуации показывают в открытом виде. Если при эксплуатации отдельные выходы заперты, на плане эвакуации дверной проем изображают закрытым и отмечают место хранения ключей с надписью "Ящик с ключом от наружной двери" Если имеется выход на наружную пожарную лестницу, на плане делают надпись "Выход на пожарную лестницу" с разъяснением в пояснительной записке, когда используется этот выход.
На план наносят стрелки, указывающие маршруты движения людей, исходя из наименьшего времени и надежности путей эвакуации. Обычно в здании среди нескольких лестничных клеток, имеющих выходы наружу или в вестибюль, некоторые более надежны, так как их постоянно эксплуатируют. Они всегда открыты, имеют противодымную защиту, а другие - менее надежны и при пожаре могут быстро заполняться дымом (например, открытая лестница) или в обычное время выходы из них заперты. Поэтому эвакуационные выходы следует разделить на основные (надежные), маршруты к которым обозначают сплошными зелеными стрелками, и резервные (менее надежные), маршруты движения к которым наносят пунктирными стрелками.
В примечании к графической части указывают, что направлять людей по резервным маршрутам эвакуации не рекомендуется, если можно использовать основные маршруты.
Кроме маршрутов движения обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, телефонов и другого противопожарного оборудования.
В графической части плана эвакуации делают также надписи, например: "План эвакуации детей из здания школы". Далее обозначают номер этажа. Ниже графической части в левом нижнем углу привода условные обозначения и располагают пояснительную записку В правом верхнем углу под словом "Утверждаю" оставляют место для подписи руководителя учебного учреждения, а в правом нижнем углу располагают экспликацию помещений и подпись составителя плана,
Планы эвакуации на сложные по планировке объекты рекомендуется согласовывать с органами госпожнадзора, о чем в левом верхнем углу делается соответствующая надпись.
Графическая часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивается на видном месте, обычно у входа на этаж.
Текстовая часть алана эвакуации утверждается руководителем учебного учреждения и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, порядок и последовательность действий, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.
Первое действие - вызов пожарной части. Для того, чтобы вызов был четким, приводят текст вызова Например. "В школе №5 пожар Адрес ул.Ленина, дом 50. Горит подвал сообщила преподаватель Иванова".
Второе действие - объявление об эвакуации. Указывается, кто принимает решение об эвакуации, приводится текст объявления. Известны случаи, когда крик "Пожар" вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Поэтому целесообразно говорить не о пожаре, а;о технической неполадке в электросетях, задымлении и г. п. Указывается, каким способом делается объявление об эвакуации. Способов может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.
Далее описываются конкретные действия по обеспечению эвакуации учащихся из здания (открывание всех эвакуационных выходов, направление к ним учащихся в соответствии с графической частью). Преподаватели должны прекратить занятия, при необходимости одеть учащихся, объявить порядок и направление движения, место сбора в соответствии с планом эвакуации, открыть двери в направлении движения; вывести детей; закрыть двери после того, как дети выведены, с целью уменьшения скорости развития пожара по зданию; собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте; оказать в случае необходимости первую медицинскую помощь; вызвать скорую помощь; проверить наличие учащихся по списку и результаты доложить руководителю учебного учреждения или лицу, его замещающему. Каждый преподаватель или воспитатель несет персональную ответственность за группу (класс), с которой он занимается, поэтому в текстовой части плана эвакуации должно быть записано, кто и какую группу (класс) учащихся выводит. Указывается также, куда следует обращаться для оказания скорой помощи пострадавшим, место хранения ключей от наружных выходов и действий обслуживающего персонала в ночное время.
Далее в текстовую часть плана эвакуации включают информацию о тушении пожара до прибытия, пожарных подразделений и подробного их информирования об обстановке на пожаре, эвакуации и охране имущества и др.
Особое внимание уделяют графе таблицы, в которой указываются должности и фамилии исполнителей, отвечающих за конкретные участки работы. При этом важно определить реальный объем работы, которую способен выполнить человек за необходимое время эвакуации из здания (около 6 минут), и не планировать одному исполнителю чрезмерно большой объем работы. Учитывая, что во время пожара не все исполнители могут быть на месте работы, предусматривается дублирование (двойное, а на наиболее ответственных направлениях работы - тройное). Под таблицей должны быть подписи составителя плана эвакуации и лиц, знакомых с планом.
Отработку плана эвакуации осуществляют сразу же после его составления, и затем периодически, не реже двух раз в год. Инициатором занятий по отработке должно быть лицо, ответственное за пожарную безопасность объекта. Занятия должны быть практические (типа учений) по отработке каждым конкретных действий: вызов пожарных подразделений, оповещения о пожаре, открывания выходов, подачи команд, распоряжений, информировании прибывшего руководителя тушения пожара об обстановке на пожаре и т.п. Занятия регистрируют в специальном журнале с указанием даты занятий, присутствующих лиц, руководителя занятии, замечаний и пожеланий по занятиям.
Для объектов с ночным пребыванием учащихся (школы-интернаты, детские дома, общежития) в плане должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное время.
Полный план эвакуации (графическая и текстовая части) хранится у дежурного персонала и лица, ответственного за пожарную безопасность, в специальных папках.
Инструкция к плану эвакуации детей при возникновении пожара в школе-интернате
Разновидностью плана эвакуации является индивидуальный план эвакуации, составление которого необходимо в общежитиях учебных учреждений. Такие планы размером 297x420 мм размещают в каждой комнате общежития на видном месте под стеклом или пленкой. Так же, как и обычный, индивидуальный план эвакуации содержит графическую и текстовую части.
Графическую часть составляют так же, как и для обычного плана эвакуации, но пути эвакуации наносят для каждой конкретной комнаты. Помещение, для которого предназначен план эвакуации, отмечают надписью: "Ваша комната".
Текстовая часть индивидуального плана эвакуации содержит перечень действий проживающих в случае пожара и краткую памятку о мерах пожарной безопасности.