В начало разделаПромышленные и бытовые отходы → Охрана окружающей природной среды

Охрана окружающей природной среды


Как показывает мировой опыт, охрана окружающей природной среды усилиями отдельных государств малоэффективна. Прекратить ее антропогенное загрязнение на глобальном уровне можно только при сотрудничестве большинства стран мира, особенно развитых. Передовые страны, мира за последние годы заключили значительное количество международных соглашений, посвященных проблемам охраны окружающей природной среды, основные из которых даны ниже.


Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.
Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
Договор о запрещении на дне морей и океанов в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации (приняты МАГАТЭ, открыты для подписания в 1986 г.).
Соглашение между правительством СССР и правительством Финляндской Республики об оперативном оповещении о ядерной аварии и об обмене информацией о ядерных установках 1986 г.
Конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция о континентальном шельфе 1958 г.
Договор об Антарктиде 1959 г.
Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.
Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов. Брюссель, 1971 г.
Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.
Международная конвенция об охране человеческой жизни на море.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ 1973/78).
Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.
Кувейтская региональная конвенция о сотрудничестве в защите морской среды от загрязнения 1978 г.
Договор ООН по морскому праву 1982 г.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.
Конвенция об охране мигрирующих видов животных 1979 г.
Конвенция о биологическом разнообразии. Рио-де-Жанейро, 1992 г.
Конвенция ООН об изменении климата. Рио-де-Жанейро, 1992 г.
Программа ООН по окружающей среде. Декларация об установлении Нового международного экономического порядка 1974 г. и Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
Венская Конвенция о праве Международных договоров 1969 г.


Международное право стало не только регулятором в области защиты окружающей природной среды, но и должно стать гарантом достижения равновесия всего мироздания, гармонического сочетания интересов всех его компонентов.


Международное право — это комплексная система правовых принципов и норм, которая обеспечивает наличие определенных условий:

  1. специфический круг общественных отношений;
  2. нормы и принципы, регулирующие эти отношения;
  3. значимость указанных общественных отношений;
  4. заинтересованность общества в правовом регулировании новых общественных отношений в области охраны ОС.

Международное право регулирует отношения субъектов международного права в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов на благо человечества. И эти две основные задачи человечество должно решить во имя спасения мироздания.


Международное право предусматривает деление международных правонарушений на международные преступления и международные деликты (решение Комиссии международного права ООН). К международным преступлениям Комиссия отнесла нарушение определенным государством обязательств, имеющих основополагающее значение для: обеспечения мира и безопасности; осуществления права народов на самоопределение, освобождение от колониализма; защиты человеческой личности (рабство, геноцид, апартеид); предотвращения массового загрязнения ОС (статья 19).


Все эти положения нашли отражение в Уставе ООН, которые являются обязательными для всех государств, независимо от того, являются ли они членами ООН или нет. Проблема охраны ОС не нашла прямого отражения в Уставе ООН, но государства и народы четко осознают серьезные последствия некоторых видов человеческой деятельности, которая ставит под вопрос не только здоровье людей, но и возможность выживания современного и будущих поколений.


Комиссия международного права ООН определила, что в этих условиях нормы общего международного права, относящиеся к охране ОС и ответственности государства, могут иметь только императивный (повелительный) характер и может рассматриваться в определенных условиях как международное преступление.


Негативно воздействующие на ОС методы военных действий в международно-правовой доктрине: получили название экоцида, а те же действия, приводящие к массовым загрязнениям морской среды — марецида. Но марецида может оказаться значительно опаснее экоцида, так как морская среда существенно расширяет границы такого преступления.


Конституция Российской Федерации констатирует, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (статья 42). Но она же вменяет гражданам России «обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 58).


Система охраны ОС включает методы и рычаги воздействия: законодательные, информационные (мониторинг, картографирование, ведение, ГИС и кадастров), административные (ОВОС, экологическая экспертиза и аудит, лицензирование и сертификация), экономические санкции и стимулы, включая экологическое страхование. Комплексное применение этих методов и рычагов совместно с экологическим образованием составляет основу эколого-ориентированной социально-экономической политики государства. Вопросы экологического контроля решают ниже перечисленные федеральные органы исполнительной власти.


1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации.
3. Министерство строительства Российской Федерации.
4. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий ЧС.
5. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды,
6. Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
7. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
8. Федеральная служба лесного хозяйства России.
9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
10. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
11. Федеральный горный и промышленный надзор России.
12. Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
13. Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.


Неизбежность природоохранных ограничений предпринимательской деятельности и регулирующей роли государства в природопользовании и охране окружающей среды все чаще рассматривается как единственно реальный путь выхода из прогрессирующего экологического кризиса (табл. 12.1). Управление охраной природных ресурсов и среды обитания реализуется на основе использования административных и экономических мер государственного природоохранного регулирования.


Основными задачами мониторинга являются: контроль качества объектов ОС, выявление основных источников загрязнения, динамики его развития, прогнозирование ситуации. Это позволяет органам управления иметь информацию, необходимую для выполнения своих функций в области охраны ОС:

  1. планирование мероприятий по снижению загрязнения ОС и рациональному использованию природных ресурсов, выделение приоритетных сфер деятельности, контроля и оценки эффективности осуществления природоохранных мер;
  2. разработка временных мер по сокращению опасного воздействия на природную среду и здоровье людей;
  3. проверка соблюдения норм и правил (стандартов) качества природных и антропогенных объектов;
  4. введение соответсвующих законодательных и подзаконных актов, руководящих нормативно-правовых документов;
  5. получение новых данных для проведения научных исследований.

Таблица 12.1. Основные методы регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Информационные

Предупредительные

Принудительные


административные

экономические

экономические меры пресечения


правовые

контрольные

стимулы

взыскания

ответственность

Монито-

Норма

Проверка

Субсидии

Платежи

Запреты

ринг ОС

права

деятельности

Дотации

Налоги

работ

Исследо-



Льготные

Штрафы

Ограниче-

вания

Стандарты

Сертифи-

займы

Облигации

ния дея-

Образова-

Разреше-

кация

Ускорен-

Смешан-

тельности

ние

ния

Лицензи-

ная амор-

ные

Арест

Просвеще-

Эко-

рование

тизация


Отстране-

ние

экспертиза

Аудирова-

Кредиты


ние

Антирек-

Планиро-

ние



Изъятия

лама

вание

Инвентари-




Пропаган-


зация




да






Прогнозирование






К предупредительным мерам относятся:

  1. установление стандартов, определяющих и регулирующих уровни загрязнения ОС, лимитов использования природных ресурсов;
  2. принятие норм предельно допустимого воздействия и антропогенной нагрузки на ОС;
  3. использование требований государственной экологической экспертизы как средства предупредительного контроля за разработкой и осуществлением разного рода проектов и выявления негативных последствий реализации этих проектов для ОС и здоровья людей;
  4. обязательное получение государственного разрешения на строительство новых и модернизацию действующих объектов природопользования, служащих источниками загрязнения ОС;
  5. различные методы экономического стимулирования (поощрение или принуждения) охраны ОС и рационального природопользования (дотации и субсидии, льготные займы и кредиты, налоговые и другие льготы, система экологического страхования и компенсационных фондов, продажа прав на загрязнение).

К принудительным мерам наказания за нарушения природоохранного законодательства относятся запреты и меры юридической ответственности, штрафы и компенсационные выплаты за нанесенный ущерб.