В начало разделаПромышленные и бытовые отходы → Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду

Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду


Наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду и нормативы санитарных и защитных зон. При вводе в строй объектов и развитии территорий администрация регионов руководствуется предельно допустимыми нормами нагрузки на ОС с учетом обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.


ПДН определяет допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций ОС. Для определения ПДН важным является понятие о емкости природной среды, которая характеризуется потенциальными возможностями природной среды. Нормы ПДН призваны обеспечить рациональное сочетание хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной ОС. Различают отраслевые и региональные нормы предельно допустимых норм нагрузки на ОС.


Отраслевые нормы ПДН оперируют отдельными видами природных ресурсов, например:

  1. оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;
  2. предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных площадей (нарушение этого требования в Калмыкии привело к опустыниванию земель);
  3. предельные нормы посетителей, пребывающих одновременно на экскурсии в заповеднике.

Региональные нормы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, известные нормы допустимых воздействий на экосистему Байкала устанавливают ограничения на использование его водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, на развитие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязываются с интересами сохранения в целостности экосистем озера.


Нормативы ПДН разрабатываются и утверждаются отраслевыми или местными экологическими организациями: по лесам — органами лесного хозяйства, по заповедникам и национальным паркам их администрацией с учетом научных рекомендаций.


Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных регионов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий. Эти нормативы определяются характером их целей и задач. Могут быть установлены зоны памятников природы, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф.


В нормативных актах серьезное внимание уделяется правильно организованному и систематическому санитарному надзору. Ведущая роль в этом вопросе принадлежит предупредительному санитарному надзору с целью обеспечения контроля за полным и безусловным соблюдением правил и требований, изложенных в законодательных и нормативно-технических документах, регулирующих водопользование (Основы водного законодательства), качество источников водоснабжения и питьевой воды (ГОСТ на питьевую воду), а также инженерные решения и схемы приготовления воды, отдельных сооружений для ее обработки, хранения и транспортировки (соответствующие СНиП). Контроль осуществляется на всех стадиях: выбор источника, проектирование водопровода, его строительство и пуск в эксплуатацию.


Ведущее место при осуществлении предупредительного санитарного надзора занимает гигиеническая сертификация продукции, предназначенной для использования при производстве, хранении и транспортировании питьевой воды.


При этом подлежит сертификации:

  1. технологические процессы и устройства, применяемые при подготовке, очистке, опреснении и обеззараживании питьевой воды;
  2. реагенты, флоккулянты, коагулянты и сорбенты, используемые при очистке питьевых вод;
  3. водоочистные устройства (портативные, индивидуальные, бытовые, групповые);
  4. питьевая вода фасованная (с оценкой водоисточника).

Гигиеническая сертификация, направленная на обеспечение безопасности для человека рассматриваемой продукции, проводится территориальными центрами государственного санитарного надзора и другими учреждениями, имеющими соответствующий сертификат. В задачу текущего санитарного надзора входит контроль за содержанием акватории, санитарного состояния территории, всех элементов водопровода, личной гигиеной персонала, своевременность прохождения им медосмотров. Качество санитарного надзора определяется состоянием лабораторного контроля во всех точках водопровода. Различают лабораторно-производственный, выполняемый владельцем водопровода, и санитарно-лабораторный контроль, осуществляемый службами санитарного надзора.


Чтобы в полном объеме и своевременно выполнить работы по ликвидации негативных последствий возможных чрезвычайных ситуаций (ЧС) необходимо заблаговременно и тщательно осуществить подготовку сил ГО и ЧС для действий в таких условиях, мониторинг природной среды, а также обеспечить наличие современного передвижного лабораторного и иного оборудования для выполнения контроля степени загрязнения атмосферы, почвы и водных ресурсов, мест хранения токсичных отходов.


К средствам наблюдения и контроля относятся формирования:

  1. федеральных органов, осуществляющих контроль состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территорий, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  2. Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
  3. ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  4. организаций, осуществляющих наблюдение и лабораторный контроль за качеством сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства й продовольствия РФ;
  5. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля;
  6. подразделения геодезической службы Российской академии наук, оперативной группы постоянной готовности регионального центра по гидрометеорологии й мониторингу окружающей среды;
  7. подразделения Министерства по атомной энергии РФ.

К силам ликвидации ЧС и их последствий относятся:

  1. аварийно-спасательные, противопожарные, восстановительные, аварийно-восстановительные, аварийно-технические и поисковые организации;
  2. службы медицины катастроф;
  3. ветеринарные службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
  4. территориальные подсистемы РСЧС;
  5. специально подготовленные силы и средства войск ГО, других войск и военных формирований, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;
  6. восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;
  7. аварийно-спасательные службы и формирования федеральной службы речного флота;
  8. силы и средства органов внутренних дел федерации и региона применяются в соответствии с возложенными на них задачами.

Трагические события последних десятилетий все чаще доказывают, что необходимо найти пути снижения риска возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, смягчения и локализации их отрицательных последствий для людей и окружающей среды. Надо четко понять, что остановить научно-технический процесс невозможно, но сделать его менее опасным можно проведением объективной и независимой экспертизы на стадии проектирования и строительства объектов и комплексов экономики, а также обеспечением широкой гласности и участия населения региона при окончательном принятии решения по данному вопросу.


Но главное — обеспечить подготовку персонала, его морально-психологическую стойкость, повышение производственной и технологической дисциплины, персональной ответственности каждого руководителя независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности за безопасность персонала, его техническую и специальную подготовку, за способность умело и грамотно действовать в условиях ЧС, неукоснительное выполнение мер безопасности.


Чтобы снизить число жертв, необходимо обеспечить максимально оперативные (с использованием вычислительной техники), единые на всю страну системы связи, управления и оповещения, а также постоянную готовность унифицированного спасательного оборудования, об этом, же говорит опыт проведения спасательных работ: 80% пострадавших удается спасти лишь в первые 5 ч после катастрофы. Катастрофа на ЧАЭС принесла огромный ущерб, погибло более 30 и получили серьезное лучевое поражение 200 человек, эвакуировано около 100 тыс. и почти 250 тыс. человек продолжают жить в зоне заражения.


Нормирование вредных веществ в почве — одно из важнейших направлений гигиены окружающей среды. Методика нормирования включает пять этапов.


1. Математическое моделирование эксперимента с использованием существующих моделей и выявленных закономерностей в поведении вредных веществ в элементах биогеоценозов, их стабильности и процесса распределения. Задачей этапа является определение целесообразности нормирования конкретного вещества в почве, проведение минимального объема экспериментальных исследований, установление условий и режима проведения эксперимента.
2. Изучение стабильности вредного вещества в почве, определение параметров четырех основных показателей вредности: транслокационного; митрационного воздушного, митрационного водного; общесанитарного показателя вредности в лабораторных условиях.
3. Полученные на лабораторной модели результаты уточняются в реальных условиях. Вырабатываются научно обоснованные ПДК (ПДУ) вредных веществ в почве для разных почвенно-климатических условий.
4. Этап характеризуется изучением состояния здоровья населения в климато-ландшафтном регионе применения (выброса) данного вредного вещества.
5. Определяются предельно допустимые уровни внесения (ПДУВ) конкретных химических веществ в почву при конкретных почвенно-климатических условиях. На основании полученных результатов проделанной экспериментальной работы уточняются математические модели поведения различных веществ в почве, прогнозирование образования разного рода соединений и их поведения.


При проведении эксперимента любого типа обязательно должны быть испытаны следующие концентрации изучаемых веществ:

  1. для пестицидов, минеральных и микроудобрений концентрации, создающиеся при минимальных рекомендованных сертификатом нормах расхода;
  2. если стойкость вносимых в почву веществ больше срока вегетационного периода, то проверить концентрации, создающиеся при максимальных нормах расхода указанных веществ, а затем создающихся при превышении нормы в 2-5 раз;
  3. для других химических веществ, загрязняющих почву (от сточных вод и их осадков, выбросов предприятий), при выборе концентрации необходимо исходить из уровня естественного содержания вещества в почве и увеличивать уровень их в 2-5 раз с учетом существующего загрязнения, а также норм использования сточных вод и осадков.

От оценки обществом состояния ОС зависит дифференциация таких понятий, как экологические права человека, экологическая экспертиза, экологический риск, соответствующая ответственность физических и юридических лиц за произведенные загрязнения ОС, нормативные показатели степени загрязнения.