В начало разделаПромышленные и бытовые отходы → Комплекс организационных мероприятий по соблюдению правил использования бассейнов малых рек

Комплекс организационных мероприятий по соблюдению правил использования бассейнов малых рек


В наиболее плачевном состоянии оказываются малые реки. Они относятся к наиболее ранимым компонентам географической оболочки, они быстрее «заболевают» и передают эту болезнь другим компонентам природной среды. Для их защиты от истощения и загрязнения отрабатывается комплекс организационных мероприятий по соблюдению правил использования бассейнов малых рек, по благоустройству и облесению их водосборов, агротехнические приемы по задержанию снега и накоплению влаги, по уменьшению водной и ветровой эрозии, создание прудов и отстойников, расчистка русел и водоемов, естественно-биологические мероприятия.


Запрещается размещение и строительство в поймах нефтяных скважин, спусков, парков и пунктов; устройство стоянок и мойка автотранспорта; ограничивается использование моторных лодок и речных судов.


Не допускается внесение органических и минеральных удобрений по снежному покрову, авиаобработка сельхозугодий, расположенных ближе 2,5 км от берегов малых рек и водоемов, хранение минеральных удобрений и ядохимикатов на открытых площадках, строительство животноводческих комплексов, летних пастбищ, площадок для скота в поймах рек. Целесообразно устраивать земляные обваловки на возможном пути движения жидких отходов животноводства от очистных сооружений ферм в аварийных ситуациях. Как средство борьбы с эрозией не допускается вырубка леса в бассейнах малых рек, осуществляется восстановление и посадка лесов на склонах.


Для задержания загрязнений от любых объектов экономики могут, быть созданы одно- или многоступенчатые биологические пруды, плато, водоемы, заселенные высшими (макрофитами) водными растениями. Заросли макрофитов создают барьер на пути загрязнений, замедляют течение, что увеличивает время контакта поступающих загрязнений (соединения азота, фосфора, калия) с биоценозами водоема. Это способствует интенсификации самоочищения, воды. Обращается внимание на выполнение научно-обоснованных требований к эксплуатации разного рода гидротехнических сооружений.


Для поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов и сохранения генофонда кормовых растений на пойменных лугах вокруг каждой реки, озера или водохранилища создают водоохранную зону, размер которой зависит от геофизических, геоботанических, почвенных, гидрологических и других условий. Минимальная ширина зоны устанавливается для рек от средне-многолетнего уреза воды в летний период по длине реки от истока:


Длина реки до..., км 10 50 100 200 500 >500
Ширина зоны, м 15 100 200 300 400 500


В водоохранной зоне запрещаются:

  1. авиационно-химические работы;
  2. применение ядохимикатов, пестицидов и дефолиантов;
  3. использование навозных стоков для удобрения;
  4. размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений, горючесмазочных материалов, складирование навоза, мусора, отходов производства;
  5. устройство животноводческих комплексов и ферм;
  6. вырубка лесов;
  7. стоянка и заправка топливом, мойка и ремонт автотранспортных средств, устройство взлетно-посадочных полос и площадок для авиационно-химических работ;
  8. вымочка кож, льна, конопли.

В пределах прибрежной зоны кроме ограничений, установленных для водоохранной зоны, запрещается распашка земель, применение удобрений, выпас скота и устройство его летних лагерей, размещение палаточных городков. Минимальная ширина прибрежной зоны для реки устанавливается в зависимости от среднемноголетнего уреза воды в летний период и уклона до 15° — 25 м, до 30° — 35 м, более 30° — 50 м.


Правовые меры обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и источников ионизирующих излучений включают: установление государством необходимых норм и правил; осуществление постоянного госконтроля за выполнением всеми лицами и организациями этих норм и правил; применение государством санкций ко всем лицам и организациям, нарушающим эти нормы и правила.


Базовым в этом вопросе является Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), определяющий полномочия, права и обязанности органов власти, предприятий и граждан, порядок размещения, строительства и защиты объектов атомной энергетики, ответственность за нарушение законодательства. Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» (1996 г.) регулируются отношения в сфере радиационной безопасности с установлением соответсвующих норм производственного контроля (статьи 11, 14). Указом Президента. РФ № 26 от 2001.97 г. установлено, что органами государственного регулирования в вопросах ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности являются федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Министерство здравоохранения РФ, федеральный горный и промышленный надзор, МВД РФ.


Тенденция ухудшения экологической ситуации в России требует повышения эффективности деятельности государственных природоохранных органов, определения потенциальных партнеров и Сторонников движения по оздоровлению окружающей природной среды, поиска оптимальной модели их взаимодействия. В современном экологическом движении необходимо обеспечить общие черты современных социальных движений.


Развитие экологического движения связано с осознанием общественностью, официальными кругами, широкими слоями населения перерастания процессов деградации в природной среде, вызванных антропогенными воздействиями, из локальных и региональных в глобальные, т.е. с пониманием масштаба экологической опасности. В ходе развития экологического движения должен быть обеспечен отказ от установки на покорение природы, признание необходимости считаться с ее возможностями и ограничениями во всех Сферах жизни. Таким образом, сущность концепции «экологический гуманизм» — это призыв к формированию подлинно человеческого отношения к природе, обеспечение жизни людей в полной гармонии с природой.


В последние годы ряд факторов осложняет экологическую ситуацию. Если на территории бывшего СССР имелись зачатки какой-то реальной системы охраны природы, то неподготовленность, а чаще прямое нежелание значительной части после перестроечного социального слоя (предпринимателей) применять рациональные приемы природопользования; появление и расширение зон экологической напряженности (из-за вспыхнувших межнациональных конфликтов); необходимость уничтожения химического ядерного и обычного оружия, захоронения ядерных отходов резко осложняют социальную напряженность в обществе.


Методическое обеспечение социально-экологического мониторинга должно представить из себя совокупность методик сбора, обработки и анализа первичной социологической информации по самым различным объектам изучения:

  1. общественное мнение по экологическим проблемам;
  2. изучение лидеров, выражающих (формирующих) общественное мнение;
  3. внешние информационные воздействия (деятельность СМИ, влияние подразделений «связи с общественностью», влияние реализации «общественного участия»);
  4. социальные процессы в генеральной совокупности, испытывающие влияние экологических факторов;
  5. социальные процессы в генеральной совокупности, способные повлиять (прямо или косвенно) на экологическую ситуацию.