В ходе факторного анализа целесообразно провести дополнительные исследования по переводу источников опасности в факторы риска. Для технических систем такая возможность существует. Это связано с тем, что структура каждой конкретной технической системы обычно хорошо известна. В ряде случаев по соображениям безопасности доступ к сведениям о структуре технической системы является ограниченным для различных категорий пользователей.
Для пользователя с высшим рангом доступа вся структура технической системы является доступной. Данное обстоятельство позволяет установить структурные связи между источниками опасности, выделить так называемые негативные главные события и их связи с причинами. Например, источником техногенной опасности является взрыв конкретной емкости с бензином. Этот взрыв в теории безопасности технических систем называют главным событием.
Далее рассматривают причины, которые могут вызвать взрыв данной емкости:
- самовоспламенение паров бензина;
- удар молнии;
- диверсия;
- искра от вспомогательного оборудования;
- падение давления паров бензина при открывании крышки емкости;
- иные.
По структурным связям можно установить связи между негативным главным событием и вызывающими его причинами. Такой анализ в теории безопасности технических систем носит название «событие - причина» или «СП-анализ». Тогда в качестве факторов риска можно использовать как главные события, так и вызывающие их причины.
Например, в качестве фактора можно указать взрыв, а можно группу вызывающих его причин: удар молнии, диверсия, искра от вспомогательного оборудования и т.д. Очевидно, что для целей управления рисками путем управления факторными рисками предпочтительнее в качестве факторов указывать причины, а не главные события. Однако задача сокращения количества учитываемых факторов может заставить использовать именно главные события в качестве факторов риска.
Другим методом анализа безопасности технических систем является построение дерева отказов. На основании этого анализа устанавливаются структурные и количественные связи между причинами и негативными главными событиями. В таком случае в качестве факторов могут указываться соответствующие отказы. Например, рассматривается отказ двигателя как фактор техногенного риска для конкретной модели самолета.
В этом случае отказ двигателя, рассматриваемый как причина негативных событий, может вызвать целый перечень негативных главных событий:
- падение самолета;
- аварийная посадка самолета;
- продолжение полета с меньшей скоростью на оставшихся в строю двигателях.
На основании структурного анализа взаимосвязей между источниками опасностей можно проследить цепи отказов, выделить так называемые узлы отказов. Цепи отказов и узлы отказов также могут рассматриваться в качестве самостоятельных техногенных рисков. Например, отключение энергопитания может являться узлом в цепях отказов различных подсистем в пределах технической системы и вызывать целый ряд внешне различных главных событий.
Факторный анализ рисков обязательно должен сопровождаться выделением субъектов риска, а также определением вектора потенциальных ущербов для каждого факторного риска. Обычно оказывается, что техногенные риски, в зависимости от масштаба инцидента, могут затрагивать различные субъекты риска (собственники, физические и юридические лица, власти, население, государство, ряд государств, человечество, экосистемы, окружающая среда на различных территориях).
Вектор потенциального ущерба может содержать следующие составляющие:
- материальный ущерб;
- утрата имущества;
- утрата культурных ценностей;
- утрата жизни;
- утрата здоровья;
- ущерб экосистемам;
- ущерб окружающей среде;
- иные виды ущерба.
Каждая из составляющих вектора потенциального ущерба может иметь инвентарный список на многие и многие позиции. Инвентарные списки составляющих вектора потенциального ущерба связаны с теми объектами, которым может быть нанесен ущерб данного вида при инциденте с исследуемой технической системой.
Например, материальный ущерб, связанный с инцидентом определенной тяжести с некоторой технической системой, может быть связан со следующими позициями:
- полное или частичное разрушение зданий (списки зданий, которые могут оказаться в зоне поражения, с указанием их инвентарной или рыночной стоимости);
- полное или частичное уничтожение различного оборудования (списки оборудования с указанием стоимости);
- полное или частичное уничтожение имущества физических лиц (списки лиц с указанием имущества и их стоимостей);
- полное или частичное уничтожение имущества юридических лиц (списки лиц с указанием имущества);
- иски со стороны потерпевших ущерб сторон;
- штрафы за последствия инцидента; - стоимость восстановительных работ;
- ликвидация последствий инцидента на территории поражения;
- иные.
Видно, что всего один фактор техногенного риска может быть связан цепочкой причинно-следственных связей со многими субъектами риска и многосписочными векторами потенциальных ущербов этим субъектам. Например, отказ клапана давления в загрузочной системе некоего бензохранилища может привести к переливу бензина и последующему взрыву, который по цепи связанных инцидентов, например, в пределах нефтебазы, может привести к значительным ущербам у многих субъектов риска.
Эти ущербы могут оказаться настолько большими, что их возмещение превысит все позитивные результаты деятельности нефтебазы за многие годы. Осознание данного факта позволяет по-особому взглянуть на роль данного клапана давления как фактора риска в деятельности данной нефтебазы.
На этапе выделения факторов риска целесообразно приложить все усилия по выяснению прямых связей между конкретным фактором риска и механизмом формирования конкретного вида потенциального ущерба у конкретного субъекта риска.
Заданность структуры технических систем позволяет, в принципе, решать эту задачу с помощью СП-анализа, построения дерева отказов или другими методами. Отмечается, что для сложных и сверхсложных технических систем традиционные методы анализа риска являются весьма трудоемкими и могут содержать принципиальные упущения из-за неполноты учета исходной информации о факторах риска.
Практически для всех сложных и сверхсложных технических систем в составе техноэкосистем важными оказываются две группы факторов риска. Первая из них связана с воздействием опасных природных явлений на исследуемую техническую систему. Вторая связана со штатным и нештатным воздействием технической системы на окружающую среду, в том числе и на различные экосистемы.
Риск-менеджмент по этим группам факторов риска является основным предметом данного пособия. Вместе с тем, необходимо еще раз подчеркнуть, что факторные риски по этим группам обязательно должны сравниваться с факторными рисками из других групп.
С другой стороны, при рассмотрении факторов риска для конкретных экосистем или природных образований на определенных территориях соответствующие экологические и энвиронментальные риски должны содержать группу техногенных рисков, связанных с данными территориями. Отдельной темой в данном контексте выглядят исследования факторов риска техногенного происхождения для крупных населенных пунктов, являющихся крупными техно-экосистемами.
При выделении техногенных факторов риска обычно используются все возможные методы. При этом широко используются опросные листы, структурные диаграммы, карты потоков, модели технологических процессов, технологические карты, структурные и функциональные модели технических систем и подсистем. Прямые инспекции используются в ограниченном объеме, обычно на завершающем этапе, после знакомства с доступной документацией. Консультации со специалистами составляют продолжительный и значимый этап, поскольку трудно ожидать от риск-менеджера компетентности по всем особенностям функционирования сложных технических систем.