В начало разделаОценка рисков в охране труда → Управление рисками

Факторы энвиронментальных рисков - риски второго рода

Для коммерческого сектора энвиронментальные риски второго рода связаны в основном с платежами и штрафами за уровень воздействия на окружающую среду. Этот уровень воздействия определяется путем измерения физических и химических характеристик нарушенной и ненарушенной экономическим воздействием окружающей среды. Методы измерения уровня воздействия не входят в задачи настоящего пособия.


Заметим только, что они могут осуществляться органами власти, а также самим субъектом риска для контроля своих энвиронментальных рисков второго рода. Для каждого фактора такого риска органами власти устанавливается нормативное допустимое воздействие, за которое субъект риска осуществляет платежи. За фактическое превышение воздействия при штатном функционировании предусматривается санкции.


Эти санкции имеют экономическую составляющую в виде штрафов, а также меры по ограничению производства, вплоть до полной остановки. Очевидно, что для предприятий предметом энвиронментальных рисков второго рода являются санкции контролирующих органов. Однако этим дело не исчерпывается. Нормативные платежи на самом деле также являются предметом риска, поскольку они могут пересматриваться как по величине платежа, так и по мере воздействия на окружающую среду.


Могут также появляться новые воздействия, по которым ранее предприятие не осуществляло платежей вообще. Очевидно, что нормативные платежи и санкции представляют собой отдельные предметы энвиронментального риска второго рода, поскольку механизм их формирования разный.


Отметим, что энвиронментальные риски второго рода в отечественной практике принято в последнее время относить к экологическим рискам. Это связано с тем, что фактически все изменения в окружающей среде влияют на экосистемы, расположенные на данной территории. Однако в большинстве случаев законодательные и контролирующие органы останавливаются именно на влиянии экономической деятельности на окружающую среду на уровне физических и химических параметров и не учитывают ее последствия в экосистемах, т. е. говорят именно об энвиронментальных опасностях второго рода.


В большинстве случаев платежи и штрафы, которые могут рассматриваться как предмет риска для предприятий, взимаются именно за нарушения физических и химических параметров окружающей среды. Официально эти платежи связывают с охраной окружающей среды, но иногда их неофициально называют экологическими. Таким образом, по сути эти платежи являются энвиронментальными, т.е. связанными с окружающей средой, а их неправильно называют экологическими.


Экологические платежи должны учитывать фактический вред, нанесенный экосистемам или их составляющим частям, каким-то живым организмам. Однако в нормативах платежей и штрафов, связанных с загрязнением окружающей среды в качестве нормативной базы не используются никакие параметры самих экосистем или их составных частей. Следовательно, нормативные платежи и штрафы, взимаемые за нарушения предприятиями параметров окружающей среды при их штатном функционировании, являются предметом энвиронментальных рисков второго рода для предприятий, осуществляющих экономическую деятельность.


Для населения энвиронментальные риски второго рода связаны с ущербом здоровью и даже летальными исходами. Заболевания обычно приводят и к экономическим потерям, связанным с лечением, потерей работы и источников дохода, сменой места жительства и т.д. Можно сказать, что именно население является основным субъектом риска по отношению к энвиронментальным рискам второго рода.


Именно население и экосистемы, как не экономический субъект риска, несут наиболее тяжкие ущербы. Для большинства из них эти риски оказываются чистыми, не компенсируемыми дополнительными доходами, которые были бы связаны именно с этим фактором риска. Из всех субъектов риска именно население располагает наименьшим объемом информации об этих рисках.


При рассмотрении энвиронментальных рисков третьего рода субъектами риска являются сектор коммерческий сектор, сектор власти и население, поскольку именно ему приходится в основном нести соответствующий ущерб. По некоторым данным, в России всего 3-4 % стоимости ущербов, связанных с реализацией таких рисков, возмещают собственники предприятий, около 10-12 % - органы власти, остальные оказываются неоплаченными вообще, т.е. это ущерб третьих лиц из коммерческого сектора и населения. Заметим, что для таких рисков негативное последствие от одного предприятия к другому экономическому объекту передается через процессы в окружающей среде, а не через техногенные поражающие факторы.


Для предприятий-виновников предметом энвиронментальных рисков третьего роды являются: гибель, травмы и заболевания персонала, утрата имущества и доходности, затраты на борьбу с последствиями и восстановление утраченного, платежи и санкции за ненормативное влияние на окружающую среду, возникшее в результате инцидента, аварии или техногенной катастрофы, а также иски от третьих лиц по возмещению ущерба.


Для предприятий-жертв таким предметом энвиронментальных рисков третьего рода являются: гибель, травмы и заболевания персонала, утрата имущества и доходности, затраты на борьбу с последствиями инцидентов, восстановление утраченного. Для органов власти предметом риска являются затраты на борьбу с последствиями энвиронментальных аварий и катастроф.


Для населения предметом риска являются жизнь и здоровье, утрата имущества, лишение определенных доходов, расходы на восстановление утраченного, а также иные виды ущербов. Иногда энвиронментальные риски третьего рода также относят к экологическим рискам, но это неправильно, так как предмет риска и здесь оценивается по воздействию на физические и химические параметры окружающей среды, а не на экосистемы или их составные части. И здесь платежи и санкции рассчитываются по величине воздействия на окружающую среду, а не на экосистемы или их составные части.


Субъектами энвиронментальных рисков четвертого рода являются коммерческий сектор и население. Падение стоимости имущества, утрата доходности, затраты на восстановление утраченного являются предметом рисков. Сектор власти также может считаться субъектом таких рисков, если предметом риска считать уменьшение налоговых поступлений из-за утраты доходности в коммерческом секторе.


Как уже отмечалось, для энвиронментальных рисков обычным явлением является синергетика, порождаемая совокупностью действующих факторов риска различной природы.


Например, для собственников нефтеналивного танкера, находящегося в море, вполне возможна такая цепочка рисков:


- энвиронментальный риск первого рода в виде шторма;

- далее серия техногенных рисков, связанная с отказом тех или иных технических систем, взрывами и пожарами, затоплением;

- далее энвиронментальный риск третьего рода, связанный с аварийным разливом нефти в море, которая может достичь берега, что может привести к появлению исков третьих сторон, расположенных на берегу моря и пострадавших от загрязнения нефтью.


В подобном сценарии задействовано множество субъектов риска со своими векторами потенциальных ущербов. В общем случае в таком инциденте может участвовать не одно государство, что может иметь и международные последствия. Подобные случаи произошли, например, с танкером «Находка» и с танкером «Престиж».


Возможна синергетика техногенных рисков и энвиронментальных рисков третьего рода. По такому сценарию развивалась Чернобыльская катастрофа. К такой катастрофе могла привести авария на подводной лодке «Курск». Любой ядерный объект обладает синергетикой техногенных и энвиронментальных рисков третьего рода.


Такой же синергетикой обладают нефтетрубопроводы, продукто-проводы, нефтеналивные порты, нефтеналивные танкеры, нефтедобывающие платформы в море. Огромную опасность из-за указанной синергетики представляют химические заводы. Например, взрыв на химическом заводе в Бхопале (Индия) привел к образованию облака из ядовитого газа, которое распространилось на значительное расстояние. В зоне поражения погибли и ослепли свыше 220 тыс. человек - более чем при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.


Особое место занимают политические энвиронментальные риски, связанные с изменением природоохранного законодательства. Для России эти виды рисков обусловлены переходным характером экономики, сопровождающимся значительными политическими адаптационными процессами. В этот период действуют законы и нормативные акты различных политических эпох, идет активный законотворческий процесс, усиливается нормотворчество на различных уровнях сектора власти.