Управление энвиронментальными рисками имеет множество особенностей по сравнению с управлением рисками других видов. Это связано с механизмами образования этих рисков и накопленным опытом управления экономической деятельностью с учетом энвиронментальных опасностей. Вместе с тем, здесь должны использоваться, и используются, универсальные эвристические методы управления рисками, перечисленные ранее. Это связано с тем, что формальные методы анализа, оценки и прогноза риска зачастую неприменимы из-за малого объема исходной информации о потенциальных ущербах и их связей с энвиронментальными факторами.
Главной особенностью управления энвиронментальными рисками является их территориальный характер.
Можно сказать, что эти риски формируются под воздействием следующих переменных:
- географического положения территории;
- наличия и распределения населения на этой территории;
- наличия и распределения на данной территории экономических объектов;
- совокупности всех видов экономической деятельности на данной территории;
- совокупности опасных природных явлений, погодных и климатических характеристик территории, зависящих от ее географического положения.
Чем больше плотность населения на территории, тем больше энвиронментальные риски. Чем интенсивнее экономическая деятельность на этой территории и чем больше экономических объектов на ней, тем выше энвиронментальные риски. Чем больше опасных явлений природы наблюдается на данной территории, чем изменчивее погода на ней, чем суровее климат, тем больше энвиронментальные риски.
Важно отметить, что энвиронментальные риски действуют на все секторы общества, расположенные на некоторой территории: сектор власти, коммерческий сектор, население. Каждый субъект риска должен иметь свою политику в этой области и собственные способы управления своими рисками. Зачастую политики различных субъектов риска на одной и той же территории оказываются в конфликте. Более мощные в экономическом отношении субъекты риска могут навязывать свою политику другим участникам конфликта. Разрешение этих конфликтов составляет предмет практики управления энвиронментальными рисками тех или иных территорий.
Ранее указывалось, что энвиронментальные риски делятся по своему происхождению на риски первого, второго, третьего и четвертого рода. Управление ими также осуществляется различными способами. Однако, для них имеется одно общее важнейшее обстоятельство. Управление энвиронментальными рисками должно вписываться в общую систему управления экономической деятельностью некоторой территории, т.е. этот вопрос является прерогативой сектора власти, который устанавливает правила игры для коммерческого сектора и населения.
Коммерческий сектор несет фактическую ответственность за само наличие энвиронментальных рисков второго и третьего рода и должен был бы нести ее в полной мере. В теории природоохранной деятельности это положение называется «готовностью платить за загрязнения». В методах управления этими рисками различных экономических субъектов из коммерческого сектора существует значительная палитра методов их уменьшения за счет лоббирования, уклонения от уплаты штрафов и нормативных платежей, неисполнения решений судов и т.п. Дело доходит до вмешательства в законодательный процесс на самом высоком уровне с целью «проталкивания» удобных законов, приводящих к увеличению энвиронментальных рисков в секторе власти и у населения, но уменьшению этих рисков у коммерческого сектора. Так что теоретическая основа «готовность платить за загрязнения» наталкивается на практику уклонения коммерческим сектором от этих рисков любым способом. Коммерческий сектор старается учитывать и политические энвиронментальные риски, связанные с будущими изменениями природоохранного законодательства. Примером может являться Соглашение о добыче нефти на шельфе Сахалина в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). В тексте этого Соглашения, подписанного в 1994 г., содержатся разделы, возлагающие все экономические потери от изменения природоохранного законодательства России в будущем на российское государство на все время действия этого Соглашения. Учитывая крайне невыгодные экономические условия для России по этому Соглашению, ряд российских специалистов называет это соглашение самым тяжелым колониальным актом в истории России. Иностранный коммерческий сектор оказался по всем статьям сильнее сектора власти России в рамках этого Соглашения. Среди методов крупного бизнеса в области уклонения от энвиронментальных рисков второго и третьего рода заметную роль играет коррупция власти и взятки чиновникам на самом высоком уровне. Речь идет о десятках и сотнях миллионов долларов.
Население, для которого энвиронментальные риски второго и третьего родов могут быть достаточно высокими, обладают различными способами управления этими рисками. В странах с развитым гражданским обществом, где правительство вынуждено считаться с общественным мнением, огромную роль играют целенаправленные кампании и акции. Сила этих управляющих воздействий может достигать и международной арены. В условиях коррумпированных правительств палитра законных действий населения, отстаивающих свои права, гораздо уже, если не отсутствует вообще. Среди незаконных методов: кражи и грабежи коммерческих объектов, ответственных за наличие таких рисков. Примером таких действий в России являются незаконные врезки в магистральные нефтепроводы и продуктопроводы. Часто такие действия приводят к увеличению рисков. В Нигерии, где международные нефтяные компании ежегодно имеют доходы порядка 20 млрд. долл. США, а население в условиях коррумпированного правительства живет в крайней нищете, широкое распространение получили молодежные вооруженные банды, которые терроризируют международные нефтяные компании и вымогают крупные откупные. Для подавления деятельности этих банд правительство использует армейские подразделения, которые абсолютно не соблюдают права человека. Следствием являются значительные разрушения и убытки в гражданском секторе страны, требующим иностранной помощи. Деньги, полученные в результате вымогательств, молодежные банды тратят на оружие, наркотики и красивую жизнь. Богатейшая страна живет в условиях разрухи и тлеющей гражданской войны.
Основной особенностью управления энвиронментальными рисками в секторе власти на некоторой территории является наличие на этой территории множества экономических объектов. Каждый из этих объектов, особенно технических, по-своему подвержен энвиронментальным рискам всех родов. Совокупность векторов энвиронментальных рисков всех родов этих экономических объектов с учетом эффекта синергетики и является вектором энвиронментальных рисков для управляемой территории. Естественно, что чем больше территория и чем больше на ней экономических объектов, тем больше становится вектор энвиронментальных рисков, как по количеству составляющих, так и по величине каждой составляющей.
Например, рассмотрим зону Мексиканского залива, в которой нефть добывается с помощью морских стационарных буровых платформ. В ней расположено порядка 7800 морских буровых платформ. По статистически данным за последние 20 лет в этой зоне вероятность аварийного выброса нефти на одной скважине составляет 4-10-3 Угод. Следовательно, в год в этой зоне можно ожидать реализации 30 аварийных выбросов! Из оценок тяжести аварийных выбросов известно, что в случае тяжелого аварийного выброса контроль над скважиной можно установить только с помощью специального оборудования. В этом случае продолжительность выброса составляет около 3 суток, а вероятность такой аварии составляет 0,03. Умножив эту вероятность на количество аварийных выбросов в год, получим, что в зоне морской добычи нефти в Мексиканском заливе каждый год должна происходить одна тяжелая авария с выбросом нефти из скважины продолжительностью около 3 суток. Для установления контроля над аварийной скважиной потребуется специальное оборудование. Управление энвиронментальными рисками в данной зоне должно учитывать такую интенсивность аварийных выбросов и принять меры по управлению ими. При этом необходимо обязательно учесть взаимное влияние сочетания техногенных рисков (аварийный выброс на каждой отдельной платформе) с энвиронментальными рисками третьего рода (влияние аварийного выброса каждой отдельной платформы на экономические результаты остальных платформ с учетом влияния окружающей среды). Мексиканский залив кажется далекой зоной от берегов России, но точно такие же проблемы возникнут и при управлении зоной добычей нефти со дна моря на шельфе Восточного Сахалина (проект «Сахалин-2»), где проектная оценка частоты аварийных выбросов составляет от 1 до 5 на каждую тысячу скважин в год.
Яркой особенностью современного сектора власти является наличие территориальных границ ее компетенции. Энвиронментальные опасности, также имеющие площадной характер, могут не совпадать с территориальным делением власти. Наиболее крупным объектом власти на современном этапе является государство. Если энвиронментальная опасность конкретного вида угрожает территории более одного государства, то говорят о трансграничной энвиронментальной опасности. Управление рисками, связанными с такой опасностью, в каждом государстве будет определяться своими правилами. Более того, эти риски в рассматриваемых государствах могут оцениваться различными методами и иметь различные численные значения. В таких случаях возникает международный аспект управления энвиронментальными рисками. Обычно для этого используют механизм международных договоров, международных конвенций, двухсторонних соглашений и т.п. С помощью этих механизмов устанавливается межгосударственный механизм управления энвиронментальными рисками, который в обязательном порядке отражается в национальных законодательствах. Таким образом гармонизируются национальные законодательства в области конкретного энвиронментального риска.
Примером управления глобальными энвиронментальными климатическими рисками, связанными с потеплением климата, является Киотский протокол. В рамках этого нового международного соглашения были приняты обязательства государств-участников принять меры по ограничению и сокращению антропогенных выбросов парниковых газов. В работе конференции приняло участие 160 стран. Конференция приняла за аксиому предположение, что сокращение выбросов таких газов, прежде всего углекислого газа, может предотвратить потепление климата.
Основные положения Киотского протокола сводятся к следующему:
- устанавливаются предельные суммарные совокупные антропогенные выбросы парниковых газов для каждой страны;
- разрешается продавать и приобретать единицы сокращения выбросов парниковых газов, полученные в результате проектов, направленных на сокращение их выбросов или их поглощение в любом секторе экономики;
- любая страна, ратифицировавшая Протокол, может участвовать в прямой коммерческой переуступке своих прав на выбросы парниковых газов для целей выполнения своих обязательств;
- протокол позволяет осуществлять проекты на территориях стран, не участвующих в данном соглашении, с зачетом в своих обязательствах результатов сокращения выбросов парниковых газов, достигнутых в результате осуществления этих проектов;
- страна может накапливать квоты, если в тот или иной промежуток времени выбросы парниковых газов на ее территории были меньше установленной нормы.
Таким образом, в качестве метода управления энвиронментальными рисками, связанными с потеплением климата из-за антропогенных выбросов парниковых газов, выбран экономический механизм квотирования выбросов по странам-участникам с правом продажи и накапливания квот. Введение Киотского протокола в действие потребует определенного времени. Ведущие российские ученые высказываются за участие России в Киотском протоколе, хотя существуют и не менее авторитетные противники этого процесса.