В начало разделаОценка рисков в охране труда → Управление рисками

Методы оценки экологических рисков - косвенные экологические риски второго рода

Косвенные экологические риски второго рода, связанные с химическими веществами, рассчитываются и для различных видов животных, составляющих живые ресурсы в практике природопользования. Здесь также используются экотоксикологические кривые риска здоровью и риска для жизни, но для каждого биологического вида или класса отдельно. Для биологических видов возможна постановка активных экспериментов для выяснения экотоксикологических кривых риска для жизни.


В этом случае принято выделять реперные точки на таких кривых соответствующие гибели 5, 20, 80 и 95 % популяции. В различных видах литературы эти реперные точки получили специальные названия или категории, например, отсутствие риска или практическое отсутствие потерь, порог риска, малый риск или незначительные потери, значительный риск или значительные потери, неприемлемый риск или катастрофические потери.


В последнее время появилось понимание, что необходимо оценивать последствия штатного воздействия предприятий на окружающие экосистемы не только для полезных живых ресурсов, но и для всех живых организмов на данной территории. Это воздействие также формулируется в терминах риска жизни и здоровью отдельным живым организмам, но количество таких организмов резко возрастает. Можно сказать, что на территории охраняемыми становятся не отдельные полезные виды живых ресурсов, а сами экосистемы.


При этом резко увеличивается количество живых организмов, для которых используются экотоксикологические кривые, а также расширяется спектр принимаемых во внимание химических веществ. Такой подход постепенно формируется в США и Европейском Союзе. В результате расширение природоохранных и экологических нормативов может существенно преобразоваться природоохранное законодательство этих стран, а в последствии и в России.


Живые организмы в пределах такого подхода подразделяются по средам их обитания (вода, почвы, осадочные породы) и биологическим видам (микроорганизмы, беспозвоночные, растения, животные). Установлением экотоксикологических кривых для выбранных живых организмов на некоторой территории занимаются региональные экотоксикологические лаборатории. Например, для территории США такой работой занимается Национальная лаборатория в Оак Ридж (ORNL), которая разработала экотоксикологические шкалы рисков для жизни различных организмов местной флоры и фауны.


Для сокращения объема наблюдений за состоянием экосистем и влиянию на них химических веществ, выделяемых в процессе штатного функционирования предприятий, предложен так называемый метод скрининга. Его суть сводится к тому, что на основании предварительных исследований концентраций различных химических веществ и сопоставлений их с набором экотоксикологических шкал риска для жизни местной биоты для последующего мониторинга отбираются только те химические вещества, концентрации которых уже сейчас представляют реальную угрозу для биоты. Применение метода скрининга позволяет резко сократить объем наблюдений при мониторинге состояния загрязнения окружающей среды за счет отбрасывания тех химических веществ, которые не оказывают заметного экотоксического воздействия для данной территории.


Задачам уменьшения объема наблюдений служат и экотоксикологические шкалы, которые, в отличие от экотоксикологических кривых, отражают экологический риск второго рода не для отдельного биологического вида, а для сообществ в некоторой среде. Такие экотоксикологические шкалы разрабатываются для территорий, акваторий и служат для них обобщающими кривыми экологических рисков второго рода. В этих шкалах также выделяют реперные точки, которые могут иметь специальные названия.


Такие реперные точки могут быть привязаны к определенным географическим объектам и территориям и носить соответствующие названия. Например, реперная точка для осадочных пород в озере Онтарио МОЕ LEL (Ontario Ministry of the Environmental Lowest Effect Level) обозначает такую концентрацию химического вещества в этих породах, которую переносят примерно 95 % бентических беспозвоночных в озере Онтарио.


Эта реперная точка принята для озера Онтарио в качестве порогового токсикологического значения для всех химических веществ, накапливающихся в осадочных породах этого озера. Другая реперная точка для осадочных пород озера Онтарио МОЕ SEL (Ontario Ministry of the Environmental Severe Effect Level) обозначает для всех химических веществ их концентрацию в осадочных породах озера, которую переносят примерно 5 % бентических беспозвоночных в этом озере.


Использование экотоксикологических кривых и экотоксикологических шкал позволяет перейти от энвиронментальных факторов второго рода к косвенным экологическим рискам второго рода при наличии соответствующего природоохранного законодательства. В этом законодательстве в качестве нормативной базы для расчетов платежей и штрафов должны использоваться не концентрации химических веществ, а реперные значения экотоксикологических кривых и шкал, определяющих потенциальный ущерб экосистемам охраняемой территории.


В настоящее время в США осуществляется внедрение такого подхода в сознание менеджеров промышленных предприятий в качестве подготовительной процедуры перед изменением природоохранного законодательства в сторону экологической защищенности территорий. В России пока не наблюдается подобного развития природоохранного законодательства, и в обозримом будущем у предприятий будут существовать энвиронментальные, а не косвенные экологические риски второго рода.


В определенной степени это обусловлено достаточно высокой степенью чистоты большинства российских территорий и недостаточно явным негативным эффектом энвиронментальных факторов второго рода в наших экосистемах. Вместе с тем, по мере накопления загрязнений в окружающей среде и проявления их влияния на экосистемы в России, возможно внедрение экотоксикологических шкал в отечественное природоохранное законодательство.


Для оценки косвенных экологических рисков второго рода, связанных с определенными физическими полями (радиация, электромагнитные поля, шум и т.п.), для каждого из полей определяются кривые рисков здоровью и жизни в зависимости от физических параметров этих полей. Риски здоровью и жизни определяются также, как и для экотоксикологических кривых, используя контрольную и рисковую группы людей или различных живых организмов.


Очевидно, что общее количество таких кривых может быть достаточно большим. Для охраны человека от воздействия вредных физических полей существует специальное законодательство и контроль со стороны санитарных органов власти. Для различных живых организмов подобные экологические риски не включены в практику хозяйствующих субъектов посредством природоохранного законодательства.


Кроме прямого влияния на жизнь и здоровье людей и живых организмов, физические поля могут влиять на их поведение, вызывая их миграции, агрессию, панику, нарушение поведенческих стереотипов при размножении и т. п. Эти факторы косвенных экологических рисков второго рода в настоящее время практически не исследованы, не оцениваются и не учитываются при ведении экономической деятельности. В России они никак не отражены в природоохранном законодательстве и могут регулироваться только специальными актами. Экономическая составляющая таких экологических рисков второго рода для различных субъектов в настоящее время практически не исследована и в природоохранном законодательстве не отражается.


Методы оценки косвенных экологических рисков, связанных с неправильным размещением технических объектов в окружающих экосистемах основаны в основном на применении экспертных оценок. Такая оценка проводится, в первую очередь, на стадии проектирования технических объектов в рамках процедуры ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и проведения Государственной экологической экспертизы. Проведение ОВОС на территории России регламентируется в законодательном порядке.


В частности, существует Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации, на строительство которых ОВОС проводится в полном объеме на территории РФ (см. Приложение 2). Целесообразность проведения ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в Перечень, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Минприроды РФ.


Понятие «окружающая среда» в рамках этой процедуры состоит из следующих компонентов:

  1. флора;
  2. фауна;
  3. ландшафт;
  4. почва;
  5. воздух;
  6. вода;
  7. климат;
  8. исторические памятники;
  9. другие материальные объекты. Основными принципами ОВОС являются:
  10. рассмотрение во взаимосвязи технических, технологических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений;
  11. альтернативность проектных решений;
  12. доступность информации по проектным решениям для общественности на самых ранних стадиях;
  13. ответственность инвестора за последствия реализации проектных решений.

Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой заказчиком деятельности на окружающую среду. Поскольку в процедуру ОВОС включены и объекты живой природы, то именно здесь на стадии проектирования устанавливаются потенциальные ущербы живой природе и приемлемость этих ущербов. Процедура ОВОС в России осуществляется уполномоченными лицензированными организациями. Контроля их деятельности практически не существует. Отсутствует и регламент самого обоснования.


Практика осуществления таких обоснований в России полна спорных и противоречивых выводов. Зачастую одна и та же организация последовательно выдает несколько разных обоснований под давлением заказчика. Кроме того, заказчик может путем смены уполномоченной организации добиться нужного ей заключения о приемлемости воздействия на окружающую среду, в том числе и на объекты живой природы, с указанием символических экономических потенциальных ущербов.


Заметим, что в настоящее время процедура ОВОС не использует понятие экологических рисков вообще, и размеры ущербов определяются по действующим ведомственным методикам. В качестве примера можно привести недавнюю ситуацию с ОВОС и Государственной экологической экспертизой в отношении различных проектов, связанных с добычей нефти и газа на шельфе Сахалина.