Безопасная работа на тракторах, самоходных машинах, комбайнах и других машинах обеспечивается ее техническим состоянием.
Технически исправной и отвечающей требованиям техники безопасности считается машина, если она соответствует требованиям заводского руководства, правилам техники безопасности, полностью укомплектована отрегулированными агрегатами, механизмами, узлами, приборами, защитными ограждениями и сигнализацией, а также противопожарным инвентарем.
Машины, агрегаты, не обеспечивающие безопасную работу (отсутствие ограждений у вращающихся и передаточных механизмов, необорудованное, согласно заводским требованиям, рабочее место, неисправное рулевое управление, неотрегулированные тормозные устройства, отсутствие звукового сигнала, аптечки первой медицинской помощи и средств пожаротушения), к эксплуатации не допускаются.
Рулевое управление колесных тракторов, самоходных шасси, самоходных комбайнов, а также рычагов управления рабочими органами сельскохозяйственных машин и орудий должно обеспечивать легкость, надежность и безопасность управления. Соединительные пальцы тяг должны быть зашплинтованы стандартными, не бывшими в употреблении шплинтами.
Рычаги управления рабочими органами машин и орудий должны иметь исправные падежные фиксирующие устройства.
В рулевом управлении колесных тракторов не допускается:
В системе управления гусеничных тракторов не допускается:
На всех тракторах и сельскохозяйственных машинах определены места для установки домкратов, которые по ГОСТу обозначаются стойкой краской, отличной от общего цвета машины, буквенным обозначением ДК или рисунком домкрата. Необходимо, чтобы после ремонта и перекраски машины эти знаки были восстановлены.
Можно ли на машинах устанавливать дополнительные сиденья, если они не предусмотрены конструкцией?
Запрещается устанавливать дополнительное сиденье на машины, конструкция которых этого не предусматривает.
В настоящее время основным видом запуска двигателей становится электрозапуск. Он не опасен для водителя при наличии исправной электропроводки, аккумулятора, стартера и блокировочного устройства.
При ручном запуске с помощью рукоятки последние делают в безопасном исполнении, а храповики на рукоятке и приводном валу должны обеспечивать полное их зацепление и расцепление при запущенном двигателе. Пусковой шнур для запуска пускового двигателя выполняется из прочного пенькового материала с деревянной рукояткой на конце,
Электрооборудование должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок.
Электрооборудование должно обеспечивать нормальную работу стартера, приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования и утечек тока в проводах и клеммах.
Электропроводка предохраняется от механических повреждений, а вблизи нагретых частей двигателя и в местах, где возможно попадание на нее масла и топлива, надежно защищается.
Панели контрольно-измерительных приборов тракторов и самоходных машин обеспечиваются подсветом для хорошей видимости шкалы и стрелок.
Аккумуляторные батареи защищают так, чтобы исключалась возможность попадания электролита и его паров на обслуживающий машину персонал.
Клеммы переходных колодок, генераторов, аккумуляторов, стартеров, магнитных пускателей и другого электрооборудования защищают изолирующими приспособлениями (коробками, колпачками и т. п.), от возможных замыканий.
Соединительные колодки должны обеспечивать надежный контакт и исключать самопроизвольное рассоединение цепи.
Электропровода не должны провисать, их надежно закрепляют, а на местах возможных повреждений (механических, тепловых, химических) дополнительно защищают.
Все металлические иетоковедущие части стационарных машин и оборудования, которые могут оказаться под напряжением, оборудуют заземляющими устройствами.
Колесные тракторы и самоходные машины, прицепы и полуприцепы оборудуются в соответствии с Правилами дорожного движения сигналами торможения, указателями поворота, габаритными фонарями и фонарями заднего номерного знака, передними двухсветовыми фарами с переключением на ближний и дальний свет (на колесных тракторах), двумя задними фарами, обеспечивающими регулировку напряжения пучка света, плафоном для общего освещения кабины и переносной лампой.
На машинах и орудиях, используемых в темное время суток, устанавливают осветительные приборы с электропроводкой для подключения к трактору.
Тракторы и самоходные машины оборудуют звуковыми электрическими сигналами, которые могут подключаться к сигнализации, установленной на сельскохозяйственных машинах, работающих в агрегате с трактором.
Сельскохозяйственные машины, работающие от электропривода, должны быть оборудованы силовыми штепсельными соединениями для подключения в электросеть и снабжаться шланговыми проводами и устройствами для заземления.
Какие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации, предъявляются к муфтам сцепления тракторов?
Муфта сцепления должна чисто выключаться, плавно и без рывков включаться и при работе не пробуксовывать.
Это обеспечивается технически исправной муфтой и правильной регулировкой ее согласно заводским требованиям, а именно: наличием в пределах нормы свободного хода рычагов и педалей, зазора между отжимными-рычагами и отводкой, а также усилия, необходимого для включения муфты.
Пробуксовывание муфты сцепления может привести к отказу при подъеме в гору и аварии; неполное выключение муфты - к наезду на людей, на предметы в момент остановки трактора.