Чтобы тракторы и тракторные поезда своевременно затормозили и тем самым предупредили возможную аварию, необходимо, чтобы тормоза надежно и плавно действовали, обеспечивали полную остановку и неподвижность машины при стоянке или агрегата и нагруженного тракторного поезда на подъеме (спуске) по сухому грунту.
Тормозные системы колесных тракторов, самоходных шасси и тракторных поездов должны обеспечить их остановку на строго определенном отрезке пути (табл. 1).
Таблица 1. Путь торможения от начальной скорости 5,5 м/с (20 км/ч)на сухой.бетонированной дороге, м
|
|
Трактор с |
прицепами |
---|---|---|---|
Масса тяговой машины, т |
Трактор без прицепа |
одним |
двумя |
До 4 Свыше 4 |
6,0(11,0) 6,5(11,5) |
6,5(12) 7,5(13) |
7,5(13,5) 9,0(15,0) |
Примечание. В скобках даны тормозные пути от начальной скорости торможения 8,3 м/с (30 км/ч). Указанные в таблице тормозные пути должны обеспечивать новые тракторы и прицепы. В процессе эксплуатации допускается увеличение тормозных путей на 20 %.
Тормоза и система управления ими должны обеспечить торможение на ходу, для чего тормоза прицепа снабжают устройством для блокирования с тормозами трактора и управляться они должны из кабины водителя; самовыключаться при отрыве прицепа от трактора; надежно удерживать прицеп во время стоянки на небольших склонах (до 8...9°); тормозная система должна исключать набегание прицепа на трактор при резком уменьшении скорости движения последнего, а также при движении под уклон.
Привод тормозов прицепа и сельскохозяйственной машины блокируют с педалью тормоза трактора, обеспечивая по времени опережение торможения прицепа и расторма-живание трактора.
Чтобы предупредить самопроизвольное отсоединение прицепных машин от трактора, что особенно опасно на транспортных работах, необходимо: соединить трактор страховочной цепью (канатом), подбирать соединительный штырь соответственно тяговой нагрузке, при этом штырь должен свободно входить в отверстие прицепной серьги трактора и присоединенной машины (прицепа) и шплинтоваться после соединения.
Износ протектора покрышек, кроме того, что снижает тяговые свойства трактора, нарушает прямолинейность движения за счет ухудшения управляемости тракторов, что также может привести к аварии.
На легкость и безопасность управления трактором влияет также величина давления в шинах. Кроме поддержания нормальных эксплуатационных качеств трактора, величина давления в шинах влияет на условия и безопасность работы тракториста (предупреждение разрыва шины, уменьшение тряски и т. п.).
При навешивании сельскохозяйственных машин сзади трактора давление в шинах задних колес должно быть повышено до 0,14...0,18 МПа (1,4...1,8 кгс/см2). При работе на мягком грунте рекомендуется поддерживать давление: в шинах задних колес — 0,08.. .0,11 МПа (0,8...1,1 кгс/см2), передних — 0Д4...0Д7 МПа (1,4.7.1,7 кгс/см2), кроме тракторов К-700, К-701, у которых давление в передних и задних колесах поддерживается одинаковым. На транспортных работах рекомендуется поддерживать давление в шинах задних колес 0,14...0,15 МПа (1,4...1,5 кгс/см2), у тракторов К-700, К-701 — 0,16...0,17 МПа ;(1,6...1,7 кгс/см2), передних — 0,2...0,35 МПа (2..Д5 кгс/см2).
Влияет ли сходимость и угол поворота передних колес на безопасность управления трактором?
При неправильной расстановке передних колес трактора затрудняется управление ими, так как требуется большее усилие для их сдвига в ту или иную сторону. Кроме того, сильнее изнашиваются покрышки.
Сходимость и угол поворота колес устанавливаются согласно заводскому руководству.
Если сходимость колес окажется больше или меныно приведенных значений, ее следует отрегулировать, изменив длину поперечных рулевых дуг.
Переоборудованные или вновь изготовленные в порядке рационализации машины, механизмы, оборудование и приспособления могут быть допущены к работе только после их предварительных испытаний официальной комиссией, созданной распоряжением руководителя предприятия, колхоза, совхоза с приглашением технического инспектора труда ЦК профсоюза рабочих сельского хозяйства и представителя санэпидемстанции. Машины, не прошедшие официальные испытания или признанные не соответствующими требованиям техники безопасности, пускать в эксплуатацию запрещается.
Требования, которым должны отвечать кабины тракторов и самоходных машин:
Чтобы предупредить преждевременную зрительную усталость водителей, при окраске тракторов и самоходных машин руководствуются следующими санитарно-гигиеническими указаниями:
основной цвет окраски машин и их рабочих органов, расположенных в поле зрения водителя, выбирают таким, чтобы он имел небольшой цветовой контраст с основным рабочим фоном, на котором используется машина;
крышу кабины окрашивают в светлые тона;
Эти цветные окраски соблюдают и при ремонте машин.
Одно из основных условий, обеспечивающих хорошую видимость рабочей зоны из кабины трактора, самоходной машины, — содержание в чистом и исправном состоянии стекол кабины. Не допускаются трещины в стеклах, а также замена их непрозрачными материалами (фанерой, картоном и т. п.),
Стекла очищают по мере их загрязнения стеклоочистителем или тряпкой.
Нормальная обзорность достигается также исправным и правильно установленным сиденьем, зеркалом заднего вида и солнцезащитным щитком.
При работе в темное время суток обзорность рабочей зоны зависит от работы электроосветительных приборов — фар и их регулировки. При работе в пыльных условиях или отсутствии кабины для лучшей видимости поля рекомендуется применять защитные очки или прозрачные экраны, а в зимнее время оборудовать лобовое и заднее стекла кабины устройством против обледенения.
Удобная, мало утомляющая при работе поза тракториста обеспечивается соответствующей установкой сиденья в зависимости от массы и роста человека.
Сиденья современных тракторов снабжены устройством для регулировки по высоте на величину ±40 мм и в горизонтальном направлении — на величину ±75 мм. Спинка сиденья имеет угловое перемещение от вертикали относительно сиденья от 5 до 20°.
Кроме того, жесткость подвески сиденья может регулироваться в зависимости от массы водителя (от 60 до 120 кг). Поэтому тракторист-машинист, приступая к работе, должен проверить и убедиться в правильности установки сиденья.