Дорожно-транспортным происшествием считаются случаи, возникшие в процессе движения автомобилей, мотоциклов, подлежащих регистрации в Госавтоинспекции, колесных тракторов и самоходных машин на автомобильных шасси по улицам городов, населенных пунктов, на всех дорогах и повлекших за собой гибель или телесные повреждения людей, порчу транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
Дорожно-транспортные происшествия подразделяются: на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, на пешеходов, на велосипедистов, на стоящие транспортные средства, на гужевой транспорт и на животных, на падения пассажиров и прочие происшествия.
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
Опрокидывание — происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.
Наезд на пешехода — происшествие, при котором мехаханическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждения и т. п.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.
Наезд на животных — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных.
Падение пассажира — происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы.
Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этому виду происшествий относится, например, падение перевозимого груза на людей.
Цель служебного расследования — выявить нарушения установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или способствующих их возникновению, а также разработать мероприятия, предупреждающие аварийность на автотранспорте.
Служебное расследование проводит:
руководитель автохозяйства, райобъединения, предприятия — всех дорожно-транспортных происшествий, совершенных на подведомственном транспорте;
руководитель областного, краевого объединения — дорожно-транспортных происшествий, повлекших тяжелые телесные повреждения двум людям или гибель одного человека;
руководитель республиканского объединения — дорожно-транспортных происшествий (катастроф), повлекших тяжелые телесные повреждения группе людей (из трех и более человек) или гибель группы людей (из двух и более человек).
Получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, соответствующий руководитель немедленно выезжает на место для проведения служебного расследования, которое должно проводиться руководителем автохозяйства, рай-объединения предприятия в срок не более трех суток, руководителем областного, краевого объединений — не более пяти суток, руководителем республиканского объединения — не более шести суток.
Должностные лица автохозяйств, предприятий, объединений проводят служебное расследование дорожно-транспортных происшествий в контакте с работниками органов дознания или следствия, представляя в их распоряжение необходимые документы и создавая им благоприятную обстановку в работе, чтобы быстрее выявить причины происшествия и лиц, виновных в его совершении.
После выявления обстоятельств происшествия на основании полученных данных должностные лица, проводящие служебное расследование, должны составить акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия и направить его в вышестоящую организацию в установленный срок.
Чтобы предупредить дорожно-транспортные происшествия, по результатам расследования разрабатывают конкретные мероприятия, направленные на устранение выявленных причин, способствовавших возникновению происшествий.
При служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий должны быть выяснены: обстоятельства происшествия; последствия происшествия; все нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствующие его возникновению; лица, в результате нарушений которыми требований правил, инструкций, приказов, возникло происшествие и конкретные нарушения их; организационно-технические и иные недостатки в работе автотранспорта предприятия, повлиявшие на возникновение данного происшествия; должностные лица, ответственные за допущенные недостатки в работе.
При служебном расследовании причин дорожно-транспортного происшествия следует:
Во всех случаях дорожно-транспортных происшествий выясняют:
1. Дату.
2. Точное время (местное) происшествия.
3. Место происшествия.
4. Модель и номерной знак транспортного средства.
5. Техническое состояние транспортного средства до происшествия.
6. Кто управлял транспортным средством — фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве) .
7. На каком часу работы водителя произошло происшествие (при поездках на дальние расстояния указывать продолжительность работы, продолжительность отдыха, прошедшее после отдыха и общее время в наряде).
8. Цель поездки — по наряду; вид перевозок.
9. Состояние водителя — здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача).
10. Вид дорожно-транспортного происшествия.
11. Краткое описание обстоятельств происшествия.
12. Погодные условия (дождь, снег, туман и т. д.).
13. Условия видимости (на каком расстоянии просматривается дорога).
14. Дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов).
После выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия должностные лица, проводившие служебное расследование, составляют и подписывают акт.
В заключительной части акта подробно излагают все нарушения Правил движения, должностных инструкций, с указанием причин, повлекших за собой происшествие и способствовавших его возникновению. Указывают конкретные нарушения и делают выводы.
К акту прилагают:
При необходимости акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия представляется органам следствия.
Учету подлежат все дорожно-транспортные, а также другие происшествия, связанные с движением транспортных средств данного автохозяйства, предприятия, объединения, независимо от тяжести нанесенных людям телесных повреждений, размера причиненного материального ущерба и причин происшествия.
Сведения о происшествиях регистрируют в журнале учета дорожно-транспортных происшествий и периодически сверяют с данными органов Министерства внутренних дел РФ.
Журнал ведет инженер по безопасности движения или другой работник, назначенный приказом руководителя автохозяйства, предприятия, объединения.
Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью. Записи в журнале производятся не позднее 2 дней с момента происшествия. В последующем эти сведения корректируют по результатам расследования дела.
В соответствии с правилами учета дорожно-транспортных происшествий на автотранспорте установлена соответствующая отчетность.
Отчеты по установленной форме представляют областные, краевые объединения по подведомственному им автотранспорту.
Отчеты составляют на основании донесений, полученных от автохозяйств (предприятий, райобъединений) за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и в целом за год нарастающим итогом и высылают не позднее десятого числа следующего за отчетным периодом месяца в республиканское объединение. Последнее, в свою очередь, сводный отчет высылает не позднее пятнадцатого числа в Госкомсельхозтехнику РФ.
В отчетность включают все дорожно-транспортные происшествия, за исключением происшествий: