Кранами и погрузочно-транспортными механизмами могут управлять лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий документ.
Часто кранами, конвейерами и другими подъемно-транспортными устройствами, установленными на технологической линии ремонта в ремонтной мастерской, работают непосредственно сами рабочие, которых периодически обучают правилам работы с подъемно-транспортными механизмами и устройствами, инструктируют о безопасных приемах зачаливания и транспортирования грузов.
Грузоподъемные машины, постоянно находящиеся в работе, периодически освидетельствуют не реже чем через 12 месяцев, а редко используемые — через каждые 3 года.
Грузозахватные приспособления периодически осматривают: траверсы — через каждые 6 месяцев; клещи и другие захваты — через месяц; стропы — каждые 10 дней. Внеочередное освидетельствование грузоподъемных устройств проводят после их капитального ремонта.
Результаты осмотров заносят в специальный журнал учета грузоподъемных устройств. Обязательно проставляют дату осмотра каждого грузоподъемного механизма, грузоподъемность, фамилию лица, ответственного за эксплуатацию данного подъемного механизма.
Стальные канаты изымают из эксплуатации по износу и предельному количеству оборванных проволок на одном шаге свивки с одним органическим сердечником (табл. 4).
Таблица 4. Нормы браковки стальных канатов на грузоподъемных машинах — число обрывов на длине одного шага свивки, при котором канат бракуют
|
|
Число обрывов при перво- начальном коэффициенте запаса прочности | ||
---|---|---|---|---|
Конструкция каната | Свивка каната | до 6 | 6-7 |
свыше 7 |
6х9(1 + 6+12) + 10с | Крестовая | 12 | 14 | 16 |
Односторонняя | 6 | 7 | 8 | |
6x37(1 + 6+12+18) + | Крестовая | 22 | 26 | 30 |
+ 10с | Односторонняя | 11 | 13 | 15 |
6x61(1+6+12+ 18 + | Крестовая | 36 | 38 | 40 |
+ 24) +10с | Односторонняя | 18 | 19 | 20 |
6Х19(1 + 6+6) + 10с | Крестовая | 36 | 38 | 40 |
Односторонняя | 18 | 19 | 20 |
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов па шаге свивки, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии со следующими данными:
Уменьшение первоначального диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % | 10 | 15 | 20 | 25 30 | и более |
---|---|---|---|---|---|
Число обрывов проволок на одном шаге свивки, % от норм, указанных в таблице 4 | 85 | 75 | 70 | 60 | 50 |
При износе или коррозии, достигших 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат выбраковывают.
Запрещается вместо стандартных чалочных приспособлений использовать непроверенные канаты, цепи и любые резиновые клиновидные ремни.
Чтобы цепи и канаты не перетирались на острых ребрах груза, в местах перегиба подкладывают специальные подкладки.
При подъеме двигателей, задних и передних мостов тракторов и комбайнов, металла различного профиля и других подобных грузов используют специальные схватки, клещи, струбцины.
Груз поднимают плавно, без рывков. В горизонтальной плоскости его перемещают на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
Опускают груз также плавно. Груз освобождают от строп, цепей, схваток и других подобных приспособлений только после надежной установки его на место.
Запрещается:
1) использовать стропы и цепи, срощенные болтами, а также соединять стропы после зачаливания груза посредством болтов, ломиков и других предметов, так как при внезапном случайном разъединении они могут нанести работающим травму; 2) браться за коробку кнопочного управления грузоподъемным механизмом влажными или масляными руками, чтобы избежать электротравмы; 3) находиться под перемещающимся грузом; 4) оставлять захватные устройства, зачаленные на грузе и присоединенные к крюку подъемного устройства.
Категорически запрещается оставлять груз на весу.
К управлению электрическим погрузчиком и электрокарами допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления ими, а автопогрузчиками — имеющими права водителя автомашины.
Скорость движения электрокара в ремонтной мастерской, на поворотах, при выезде из-за углов зданий и в узких местах не должна превышать 0,8 м/с (3 км/ч).
Нельзя открывать ворота, нажимая на них платформой электрокара, вилочным захватом авто- или электропогрузчика или перевозимым грузом.
Перевозимый груз не должен ухудшать обзорность, касаться поверхности пути движения, выступать за боковые края транспортного средства.
Устраняет неисправности в электрокарах и электропогрузчиках, за исключением замены перегоревших предохранителей, обязательно монтер, а не сам водитель.
Запрещается:
1) поднимать и перевозить груз, центр тяжести которого расположен на большем, чем это рекомендовано заводской инструкцией, расстоянии от передних стенок вил или превышающий по массе номинальную грузоподъемность погрузчика; 2) оставлять погрузчик с поднятым грузом.
Нельзя. При неравномерном давлении в шинах нарушается продольная и поперечная устойчивость погрузчика, что при движении с грузом может привести к опрокидыванию.
При торможении автопогрузчика с неравномерно накачанными шинами возможны его занос в сторону, падение груза и травмирование водителя.
Необходимое условие — устойчивая укладка груза. Нельзя поправлять груз при его движении. Включают транспортеры прерывного действия по сигналу. Возле движущегося транспортера нельзя находиться людям.
Электропогрузчики, работающие в цехах со взрывоопасными парами, должны быть без дефектов, ведущих к искро-образованию (нельзя оставлять на батареях инструмент или металлические предметы, допускать ослабление контактов в батарее и т. д.). При коротком замыкании немедленно выключают аккумуляторную батарею. Запрещается работать со снятым щитом панели электродвигателя и со снятой крышкой аккумуляторной батареи.