Одним из условий, предупреждающих травмы при разборке скирд, стогов соломы (сена), корнеклубнеплодов и других складируемых сельскохозяйственных продуктов, является правильная организация их разборки, особенно важно это зимой, когда масса смерзлась. Разбирать стога начинают сверху, так как при разборке их снизу образуются навесы (козырьки), которые постепенно отрываются ог общей массы и, падая, травмируют работающих подкопом. Поэтому инструктаж работающих, а также контроль разборки стогов проводит лицо, в ведении которого находятся разбираемые стога.
При разборке стогов, скирд соломы (сена) скирдорезом назначают сигнальщика, который стоит вне зоны возможного падения пильной цепи. Она должна быть правильно натянута.
До того как приступить к транспортировке стогов соломы волоком, администрация хозяйства выделяет ответственного. Он выбирает маршрут движения, инструктирует трактористов безопасным приемам выполнения работ и руководит движением на всем пути перемещения стога. До захвата стога волокушей проверяют ее техническое состояние. Присоединение тросов волокуш к тракторам должно быть надежным и не допускать самоотсоединения от трактора. Трогание тракторов с места должно быть строго одновременным по сигналу ответственного, без рывков.
При транспортировании сена (соломы) на тракторных или автомобильных прицепах нельзя их загружать выше 3,8 м от земли и надо прочно увязывать веревками.
Запрещается:
1) находиться людям в зоне перемещения волокуши, так как возможен ее разрыв; 2) находиться людям на стоге во время его перемещения.
К работе на стоговании допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинский осмотр и имеющих разрешение врача на работу на высоте.
За организацию и безопасную работу при скирдовании соломы, сена отвечает назначенное администрацией предприятия лицо, ведающее заготовкой кормов.
В его обязанности входит:
1) выбрать площадку, определить рациональную схему располоя!ения и подъезда к ней транспортных средств и допустимую скорость их движения; 2) проверить техническое состояние механизированных средств скирдования и инструмента; 3) инструктировать всех работников по безопасным приемам выполнения работ, выделить старшего рабочего из скирдоправов, разъяснить ему его обязанности и систематически наблюдать за ходом скирдования.
Площадка под скирдование (стогование) должна быть горизонтальной, обеспечить удобный и безопасный подъезд транспортных средств, находиться от воздушных линий электропередач не ближе 30 м, от строений — на 100 м и опахана полосой шириной не менее 3 м.
Перед началом скирдования на выбранной площадке размечают места расположения скирд (стогов).
На месте будущей скирды проводят продольную осевую линию, по которой будет двигаться трактор, а также поперечную ограничительную линию — место остановки трактора при втаскивании волокуши на скирду. Место поперечной ограничительной линии определяют, учитывая длину тягового троса и предполагаемую высоту закладываемой скирды.
Запрещается работать без разметки осевой и поперечной линий.
Концы канатов тяговых тросов волокуш, а также места сращивания тщательно заделывают и на длине 0,5 м обшивают брезентом или другим плотным материалом.
Для удлинения волокуш применяют стальные канаты диаметром, равным диаметру стальных канатов волокуши.
При блочном стоговании тяговый трос должен иметь диаметр не менее 15 мм и длину 50...75 м, а возвратная тяга может быть из проволоки-катанки диаметром не менее 6 мм и длиной 30...40 м.
Запрещается:
1) применять для волокуш стальные канаты диаметром менее 18 мм; 2) сращивать тросы узлами; 3) использовать самодельные тросовые волокуши.
Рабочие-скирдоправы для безопасной работы должны иметь вилы, деревянные грабли, приставные и веревочные лестницы, стальные ломы для крепления веревочной лестницы; из средств индивидуальной защиты — рукавицы и защитные очки. Старшему скирдоправу выдают средства сигнализации — свисток или флажки.
Агрегатируют колесные тракторы только волокушами со стальными канатами.
Скирдовать можно только в светлое время суток и при силе ветра не более 10 м/с.
Подтаскивать солому можно только волокушами, но не стогометателями.
Старший рабочий-скирдоправ руководит действиями тракториста при подъеме загруженной и стаскивании разгруженной волокуши, а также отсоединением и присоединением волокуши к трактору, которые проводятся при остановленном тракторе и выключенной передаче. Тракторист самовольно действовать не может.
Скирдоправов, одновременно находящихся на скирде, может быть не более шести человек и располагаться они должны не ближе 1,5 м от края скирды.
Рабочие поднимаются на скирду и спускаются с нее по приставной или веревочной лестнице или пеньковому канату, один конец которого перекидывают через стог и закрепляют стальным ломом, введенным в массу стога на глубину не менее 1 м.
Запрещается находиться людям на скирде во время обеденного перерыва.
Втаскиваемый на скирду объем соломы должен обеспечивать безопасную работу скирдоправов. Размеры его следующие: ширина— 1/3 ширины скирды, высота — 1/3 ширины самого втаскиваемого объема массы.
Для введения вил в массу дают предупредительный сигнал. Загруженные вилы поднимают на максимальную высоту плавно, без толчков и на низшей передаче. При этом внимательно следят за маршрутом движения, чтобы не наехать на людей, яму или бугор.
В момент подачи массы на скирду скирдоправ должен находиться на расстоянии не ближе 3 м от грабельной решетки.
Запрещается применять стогометатель на скирдовании при силе ветра более 10 м/с. У мест забора соломы нельзя находиться посторонним лицам.
В зависимости от способа навески рабочего оборудования на переднюю часть рамы трактора или систему навески трактора навешивают дополнительные грузы. Колеса трактора устанавливают на максимальную ширину колеи, которая оговаривается в заводской инструкции к стогометателю. Кроме того, нельзя перегружать стогометатель, передвигаться с нагруженным ковшом следует при нахождении его на минимальной высоте, движение должно быть плавным, без рывков и на низшей передаче.