На транспортных работах могут быть использованы все марки тракторов, находящихся в исправном техническом состоянии с надежно действующей тормозной системой, системой рулевого управления, обеспеченных звуковой сигнализацией, указателями поворота и стоп-сигналом, а также государственными номерными знаками.
На колесных тракторах устанавливают максимальную ширину колеи передних и задних колес. В гололедицу и большую грязь на ведущие колеса надевают цепи противоскольжения.
Автотракторные цистерны для перевозки горючих и смазочных материалов, аммиачной воды и других жидкостей обеспечивают не менее чем двумя густопенными огнетушителями, лопатой, приспособлением для хранения шлангов в нерабочем положении и металлическими заземляющими цепочками.
В зависимости от характера перевозимой жидкости на цистернах выполняют предупреждающие об опасности надписи: «Огнеопасно», «Опасно», «Яд» и пр. Чтобы не подтекала жидкость, не допускаются неплотности в соединениях арматуры и цистерн.
Все тракторные прицены должны иметь тормоза, блокируемые с трактором и управляемые из кабины водителя, которые обеспечивают торможение прицепа на ходу, автоматическое торможение прицепа на ходу, автоматическое торможение прицепа в случае его отсоединения от трактора, возможность остановки прицепа на склонах и предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при движении транспортного агрегата под уклон и резком изменении скорости движения.
Старые марки прицепов, на которых отсутствуют тормоза, снабжают тормозными башмаками или колодками. Такие прицепы могут агрегатироваться только с гусеничными тракторами.
Платформа не должна иметь поломанных брусьев и досок, обязательны прочные петли и запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания бортов. Самосвальные прицепы должны быть снабжены специальными упорами, предохраняющими кузов от самопроизвольного опускания при его подъеме во время технического обслуживания или ремонта.
Гидравлическая система самосвальных прицепов должна обеспечивать плавный подъем загруженного кузова и его фиксацию в любом положении.
Для предупреждения людей об опасности езды в кузовах тракторных прицепов на их бортах выполняют надпись: «Перевозка людей запрещена».
Тракторные сани оборудуют полозьями с металлическим настилом, бортами высотой не менее 700 мм и жесткой спицей.
Для более полного использования мощности трактора на транспортных работах используют одновременно несколько прицепов, агрегатируемых с трактором, в количестве, обусловленном мощностью трактора. Такой состав именуют «тракторным поездом», при этом к ним предъявляют определенные условия. Прицепы соединяют между собой и с трактором надежными штырями, которые шплинтуют, чем предупреждают их саморассоединение. Кроме того, прицепы между собой и с трактором соединяют страхующими тросами. Управление электрооборудованием и тормозными устройствами подведено в кабину водителя.
Кого допускают к управлению тракторами на транспортных работах?
На колесные тракторы, выделяемые на транспортные работы, назначают трактористов-машинистов, имеющих стаж работы по этой специальности не менее двух лет, а на гусеничных — не менее одного года, сдавшие экзамены по Правилам дорожного движения.
Транспортный агрегат (тракторный поезд) может быть отправлен в рейс только по разрешению лица, ответственного за эксплуатацию тракторов, после того, как он проверит техническое состояние трактора, прицепов и также правильность их комплектования (состояние прицепных устройств, наличие страхующих тросов и т.д.), надежность укладки груза и соответствие его массе мощности трактора.
Разрешение на выезд дается только после инструктажа о порядке движения и особенностях маршрута, связанных с дорожными и погодными условиями, при наличии у тракториста удостоверения или наряда, подписанного лицом, ответственным за выдачу таких документов.
При длительном рейсе (более двух суток) выделяют двух трактористов-машинистов. При невозможности этого рабочий день тракториста устанавливают в одну смену.
Запрещается выпускать одиночные транспорты в рейс длительностью более суток в условиях бездорожья и зимних.
Да, могут. Но в этих случаях выделяют более опытных трактористов, прошедших повторный инструктаж и усвоивших меры безопасности при движении машин по дорогам с неровным рельефом, а именно:
1) не переключать передачу на склонах при спуске или подъеме; 2) не двигаться с выключенной передачей или муфтой сцепления; 3) не делать резких и крутых поворотов; 4) не двигаться с перегрузкой двигателя; 5) резко не увеличивать подачу топлива; 6) не трогать резко трактор с места; 7) резко не тормозить и т. д.
Тракторные прицепы буксируют только на жесткой сцепке и не более одного. В условиях гололеда и скользкой дороги движение прекращают.
Как предупредить самопроизвольное перемещение тракторов и рабочих органов сельскохозяйственных машин?
Чтобы предупредить самопроизвольное перемещение тракторов и самоходных машин, нужно заглушить двигатель, включить одну из передач и поставить машину на тормоз.
При вынужденной остановке трактора на дорогах с уклоном также следует поставить под его колеса тормозные башмаки.
Чтобы рабочие органы машин не включались самопроизвольно, пользуются фиксирующими устройствами.
Тракторист при посадке в кабину трактора с работающим двигателем и включенной гидросистемой соблюдает осторожность, чтобы случайно не задеть рычаг управления гидросистемой.
Прогон скота разрешается только через переезды. При этом лица, прогоняющие скот, руководствуются предупреждающими об опасности знаками, указаниями дежурных по переезду. Одиночных животных перегоняют на поводу, а стадо — только при таком количестве погонщиков, которое исключает возможность выхода скота на путь. Стадо останавливают на расстоянии от переезда не менее чем за 200 м, проверяют отсутствие приближающегося поезда, расставляют дежурных с обеих сторон переезда и только после этого начинают перегон.
Выпас скота допускается на участках, расположенных не ближе 300 м от полотна железной дороги только па привязи, и на расстоянии 2000 м — только под постоянным надзором.
Водители машин и гужевого транспорта, приближаясь к железнодорожному переезду, обязаны проявлять особую осторожность и повышенную внимательность и строго руководствоваться предупреждающими знаками «Берегись поезда», звуковой и световой сигнализацией и указаниями дежурных по переезду, которые являются обязательными для всех водителей и лиц, пользующихся транспортом.
Подъезжая к неохраняемому переезду, или при открытом шлагбауме, или негорящих красных огнях, выезжать на переезд можно только убедившись, что нет приближающихся поездов. Для этого останавливают транспорт не ближе 10 м от первого рельса.
Нельзя выезжать на переезд сразу после прохода поезда в одном направлении; необходимо выждать, пока поезд удалится, чтобы было видно, не идет ли другой поезд в том же или во встречном направлении, и, только убедившись в отсутствии приближающегося к переезду поезда, можно начинать движение.
У буксируемых трактором сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машин и механизмов перед движением через переезд проверяют надежность сцепных устройств и установку машин в транспортном положении.
Опасно переключать передачи и сцепление при следовании через переезд, а также переезжать железнодорожные пути в неустановленных местах.
При вынужденной остановке транспорта на переезде водитель обязан, оставаясь возле транспортного средства, принять все меры к быстрейшему освобождению переезда, звуковым сигналом (один длинный и три коротких) вызывать себе на помощь, а при появлении поезда бежать ему навстречу и круговыми движениями руки подавать сигналы остановки.
Для перевозки особо тяжелых грузов, сельскохозяйственных и других машин, ширина которых с грузом или без него более 5 м или высота более 4,5 м от поверхности дороги, необходимо разрешение начальника дистанции путей железной дороги.