Изолирующие противогазы. Подбор шлема, проверка исправности изолирующего противогаза и подготовка его к пользованию
Подбор шлема изолирующего противогаза осуществляется по размеру, который определяется путем измерения головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки:
Шлем противогаза должен плотно прилегать к голове (не вызывая болевых ощущений) и не допускать выпуска кислорода наружу.
Новый шлем перед надеванием необходимо протереть снаружи и внутри тряпочкой (ватой), слегка смоченной водой, а соединительную трубку продуть. Шлем, бывший в употреблении, в целях дезинфекции необходимо протереть денатурированным спиртом или двухпроцентным раствором формалина.
Проверка подбора шлема и исправности изолирующего противогаза при получении его в пользование, а также в ходе эксплуатации производится:
- внешним осмотром противогаза;
- проверкой герметичности шлема на вдохе;
- проверкой герметичности противогаза в целом.
Внешний осмотр противогаза осуществлять в следующем порядке:
- вынуть из сумки каркас, лицевую часть, футляр с пусковым брикетом, коробку с ампулами и коробку с незапотевающими пленками;
- проверить целость шлема, для чего, слегка растягивая шлем за затылочную п подбородочную части, осмотреть его; места обнаруженных проколов или порывов обвести с наружной стороны химическим карандашом или чернилами;
- проверить целость стекол очков;
- осмотреть соединительную трубку и проверить, нет ли на ней проколов и порывов; проверить прочность крепления ниппеля соединительной трубки и нет ли зазубрин па скосах бортиков и кольцевом выступе ниппеля;
- проверить целость и исправность загубника и носового зажима;
- осмотреть регенеративный патрон и проверить, пет ли на нем пробоин, вмятин, ржавчины и не погнуты ли горловины;
- проверить исправность клапана избыточного давления, для чего нажать пальцем на его головку и затем быстро отпустить; исправный клапан при нажатии легко отходит от седла, а при снятии пальца быстро возвращается в первоначальное положение;
- осмотреть дыхательный мешок и проверить, нет ли в нем проколов и порывов, прочны ли крепления язычков, прочно ли присоединены клапан избыточного давления и ниппель к выворотным фланцам, нет ли зазубрин на скосах бортиков и кольцевом выступе ниппеля, правильно ли положение металлической спирали;
- осмотреть каркас и проверить (особенно около клапана избыточного давления), не погнут ли каркас и нет ли на нем трещин; проверить наличие шпеньков и текстолитовых прокладок и прочность крепления регенеративного патрона;
- проверить наличие и состояние футляра с пусковым брикетом, коробки с ампулами и коробки с незапотевающими пленками;
- при осмотре сумки проверить исправность кнопок и карабина, наличие полукольца и его крепление, исправность язычков, прикрепляющих сумку к каркасу.
Проверка герметичности шлема па вдохе производится в следующем порядке: надеть шлем, плотно прижать ниппель соединительной трубки к ладони и сделать глубокий вдох; если воздух при этом не проходит под шлем, значит, на вдохе лицевая часть герметична.
Проверка герметичности противогаза в целом производится после его сборки.
При подготовке изолирующего противогаза к действиям (выполнению работ) под водой необходимо также проверить надежность и правильность крепления загубника па кольцевом выступе патрубка: загубник должен быть расположен параллельно очкам и надет плотно на кольцевой выступ, заходя в пазы последнего своими выступами. Затем необходимо подогнать носовой зажим, для чего следует передвинуть резиновые кнопки по скобам носового зажима так, чтобы носовой зажим плотно, но не сильно зажимал нос. Спираль носового зажима должна при этом упираться в козырек загубника.
Для проверки герметичности соединения загубника и шлема с патрубком, патрубка с соединительной трубкой и последней с ниппелем надо взять загубник в рот, не надевая шлема, плотно прижать ниппель соединительной трубки к ладони, сделать глубокий вдох и выдох. Если при этом воздух через соединения не проходит, то лицевая часть герметична.
При сборке и подготовке противогаза к пользованию необходимо:
- распломбировать регенеративный патрон;
- присоединить регенеративный патрон к дыхательному мешку;
- подготовить к действию пусковое приспособление и приспособления для дополнительной подачи кислорода в ИП-46М;
- присоединить лицевую часть;
- принять меры предохранения стекол очков от запотевания и замерзания.
Для присоединения регенеративного патрона необходимо:
- надеть утеплительный чехол на регенеративный патрон (при действиях под водой и на суше при низких температурах);
- снять заглушку с нижней горловины патрона и проверить наличие и исправность резиновой прокладки;
- взять в левую руку ниппель дыхательного мешка, а в правую руку регенеративный патрон, повернуть ниппель на четверть оборота вправо, вставить его в горловину регенеративного патрона и повернуть до отказа влево.
Регенеративный патрон должен быть соединен с ниппелем нижнего выворотного фланца дыхательного мешка так, чтобы не было скручивания выворотного фланца, при этом маркировка патрона должна быть обращена наружу.
После присоединения регенеративного патрона к дыхательному мешку необходимо уложить регенеративный патрон в гнездо каркаса так, чтобы нижняя часть его лежала иа лапках, и в этом положении закрепить патрон натяжной лентой.
Для подготовки к действию пускового приспособления необходимо:
- осторожно извлечь из пластмассовой или жестяной коробки стеклянную ампулу с кислотой;
- свинтить накидную гайку с диафрагмой II предохранительным колпачком;
- вставить ампулу металлическим колпачком внутрь присоса резиновой диафрагмы;
- свинтить накидную гайку с футляра, вынуть пусковой брикет и, держа его за дужку, поместить в гнездо регенеративного патрона; дужку отогнуть, чтобы она не закрывала гнездо в брикете;
- плотно навинтить накидную гайку с диафрагмой и предохранительным колпачком на горловину для пускового приспособления.
При вставке брикета в патрон не допускать попадания па него влаги, так как она может привести к самопроизвольному разложению брикета.
Для подготовки к действию каждого приспособления дополнительной подачи кислорода необходимо:
- отвинтить с резьбового кольца приспособления для дополнительной подачи кислорода накидную гайку с диафрагмой и клапаном;
- отвинтить накидную гайку футляра полубрикета, вынуть из футляра стакан с лепестковым клапаном н полубрикетом и поместить в приспособление для дополнительной подачи кислорода;
- плотно навинтить накидную гайку с диафрагмой и клапаном на резьбовое кольцо приспособления для дополнительной подачи кислорода.
Для присоединения лицевой части необходимо:
- снять заглушку с горловины верхней крышки регенеративного патрона, проверить наличие и исправность резиновой прокладки;
- взять шлем в левую руку так, чтобы очки были обращены в ту же сторону, что и передняя стенка сумки противогаза, а патрубок находился внизу;
- вставить ниппель соединительной трубки в горловину регенеративного патрона и повернуть его до отказа вправо;
При вставке брикета в патрон не допускать попадания па него влаги, так как она может привести к самопроизвольному разложению брикета.
Для подготовки к действию каждого приспособления дополнительной подачи кислорода необходимо:
- отвинтить с резьбового кольца приспособления для дополнительной подачи кислорода накидную гайку с диафрагмой и клапаном;
- отвинтить накидную гайку футляра полубрикета, вынуть из футляра стакан с лепестковым клапаном н полубрикетом и поместить в приспособление для дополнительной подачи кислорода;
- плотно навинтить накидную гайку с диафрагмой и клапаном на резьбовое кольцо приспособления для дополнительной подачи кислорода.
Для присоединения лицевой части необходимо:
- снять заглушку с горловины верхней крышки регенеративного патрона, проверить наличие и исправность резиновой прокладки;
- взять шлем в левую руку так, чтобы очки были обращены в ту же сторону, что и передняя стенка сумки противогаза, а патрубок находился внизу;
- вставить ниппель соединительной трубки в горловину регенеративного патрона и повернуть его до отказа вправо;
- пробкой закрыть отверстие патрубка.
Для предохранения стекол очков от запотевания и замерзания используются незапотевающие пленки, специальный «карандаш» и утеплительные манжеты.
Подготовленный шлем уложить в каркас, застегнуть на кнопки передний и верхний клапаны сумки. В таком виде противогаз собран для ношения в «походном» положении.
Проверка противогаза па герметичность в целом производится:
- погружением противогаза в воду:
- способом глубокого вдоха при надетом противогазе;
- в палатке (помещении) с отравляющим веществом.
Для проверки противогаза погружением в воду необходимо спять с противогаза сумку, на клапан избыточного давления надеть накидную гайку от футляра пускового брикета, выдохом создать давление в противогазе, закрыть отверстие патрубка лицевой части резиновой пробкой и погрузить противогаз в воду. Отсутствие пузырьков воздуха свидетельствует о герметичности противогаза.
Для проверки противогаза способом глубокого вдоха необходимо, сделав полный выдох, надеть шлем и произвести глубокий вдох. Если за один вдох не удастся опорожнить весь дыхательный мешок (стенки дыхательного мешка должны при вдохе слипнуться), то, перекрутив соединительную трубку и оттянув шлем около уха, сделать выдох, после чего вновь сделать глубокий вдох, предварительно отпустив соединительную трубку и шлем. Если при этом невозможно сделать вдох, то противогаз в целом герметичен.
Порядок проверки противогаза в палатке (помещении) с отравляющим веществом изложен далее.