В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Система работы с приказами по охране труда

Приказы по предприятию (организации) как правовой распорядительный документ

Приказы по предприятию (организации) как правовой распорядительный документ имеют особое значение как для обычного работника, поступающего на работу, заключающего трудовой договор, подчиняющегося им на протяжении всего периода работы и ее окончания, так и работодателя, посредством которых на правах единоначалия решаются как текущие (оперативные), так и перспективные задачи.


Специалист по охране труда и технике безопасности (в дальнейшем — ОТ и ТБ) в силу своих обязанностей не только должен знать существующие приказы по ОТ и ТБ на предприятии (организации), но и грамотно их готовить. Количество и качество таких приказов на предприятии (организации) фактически определяют политику и задачи организации в области ОТ, оценивают намерения организации в этой деятельности, что приобретает особое значение в условиях ужесточения законодательства в области ОТ и реформирования экономики, перехода предприятий на систему управления промышленной безопасностью. Это в свою очередь вызвано переходом органов Госгортехнадзора России с пообъектного надзора на контроль за функционированием системы управления промышленной безопасности и ОТ на предприятиях в целом, а также ограничением допуска на международный рынок тех предприятий, которые не имеют действующих систем управления промышленной безопасностью и ОТ, повышением роли самоконтроля предприятий в обеспечении безопасных и здоровых условий труда.


Приказ — официальное распоряжение органа власти в лице начальника, руководителя учреждения (см. Толковый словарь русского языка В.И.Даля).


В настоящее время по вопросам охраны труда и технике безопасности имеется более 2500 документов, для их выполнения специалисту по ОТ и ТБ необходимо подготовить и оформить, представить руководителю предприятия (организации) на утверждение десятки приказов и других управленческих документов. При этом мало довести приказ до исполнителей, необходимо выполнить надежную систему контроля за их «жизнедеятельностью», своевременно ввести необходимые корректировки (изменения), использовать возможности поощрения и наказания виновных, жестко контролировать сроки, т.е. умело использовать известный принцип: «Планируй — выполняй — контролируй — совершенствуй».


В различных пособиях издаются перечни документов по ОТ, в том числе приказы, но не указывается механизм их работы; как правило, конечная цель приказов мало кому понятна. В результате сама деятельность специалиста по ОТ иТБ, мягко говоря, становится «туманной». Это значительно осложняет работу специалиста по ОТ и ТБ, особенно имеющего незначительный опыт или практику работу в небольших организациях (предприятиях), где, как правило, нет достаточной информационной базы по вопросам ОТ и ТБ, соответствующей преемственности. Зачастую обязанности специалиста по ОТ и ТБ выполняет работник, назначенный работодателем по совместительству. В результате низкой квалификации таких специалистов предприятие (организация) становится «беззащитным* в случае несчастного случая или другой чрезвычайной ситуации по вопросам ОТ и ТБ, а после соответствующего расследования всех обстоятельств происшествия должностные лица несут всю полноту ответственности.


Ниже приведены три основополагающих принципа, определяющие роль и место специалиста по ОТ и ТБ в структуре предприятия (организации):


1. Используя требования к оформлению образцов документов, определенных ГОСТом Р 6.30-2003, есть возможность создать надежную систему работы специалиста по ОТ и ТБ по качественной подготовки приказов (других распорядительныхдокументов)для реализации требований Государственного стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации».


2. Основополагающими документами для подготовки приказов в области ОТ и ТБ являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации (ст. 14). а также Трудовой кодекс РФ (ст. 212). Обязанности специалиста по ОТ и ТБ определены в квалификационных характеристиках и должностных инструкциях.


3. Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) определяет 17 отдельных статей ответственности, прежде всего работодателя, за возможные нарушения в области ОТ. Еще пять статей добавляет Уголовный кодекс РФ.


Приведенные в табл. 1 данные помогут работодателю и специалисту по ОТ и ТБ решить организационные вопросы по ОТ в организации.


Ответственность за нарушения трудового законодательства

Ответственность за нарушения трудового законодательства

Ответственность за нарушения трудового законодательства

Ответственность за нарушения трудового законодательства

Таблица 1. Ответственность за нарушения трудового законодательства