Приказы по предприятию (организации) как правовой распорядительный документ имеют особое значение как для обычного работника, поступающего на работу, заключающего трудовой договор, подчиняющегося им на протяжении всего периода работы и ее окончания, так и работодателя, посредством которых на правах единоначалия решаются как текущие (оперативные), так и перспективные задачи.
Специалист по охране труда и технике безопасности (в дальнейшем — ОТ и ТБ) в силу своих обязанностей не только должен знать существующие приказы по ОТ и ТБ на предприятии (организации), но и грамотно их готовить. Количество и качество таких приказов на предприятии (организации) фактически определяют политику и задачи организации в области ОТ, оценивают намерения организации в этой деятельности, что приобретает особое значение в условиях ужесточения законодательства в области ОТ и реформирования экономики, перехода предприятий на систему управления промышленной безопасностью. Это в свою очередь вызвано переходом органов Госгортехнадзора России с пообъектного надзора на контроль за функционированием системы управления промышленной безопасности и ОТ на предприятиях в целом, а также ограничением допуска на международный рынок тех предприятий, которые не имеют действующих систем управления промышленной безопасностью и ОТ, повышением роли самоконтроля предприятий в обеспечении безопасных и здоровых условий труда.
Приказ — официальное распоряжение органа власти в лице начальника, руководителя учреждения (см. Толковый словарь русского языка В.И.Даля).
В настоящее время по вопросам охраны труда и технике безопасности имеется более 2500 документов, для их выполнения специалисту по ОТ и ТБ необходимо подготовить и оформить, представить руководителю предприятия (организации) на утверждение десятки приказов и других управленческих документов. При этом мало довести приказ до исполнителей, необходимо выполнить надежную систему контроля за их «жизнедеятельностью», своевременно ввести необходимые корректировки (изменения), использовать возможности поощрения и наказания виновных, жестко контролировать сроки, т.е. умело использовать известный принцип: «Планируй — выполняй — контролируй — совершенствуй».
В различных пособиях издаются перечни документов по ОТ, в том числе приказы, но не указывается механизм их работы; как правило, конечная цель приказов мало кому понятна. В результате сама деятельность специалиста по ОТ иТБ, мягко говоря, становится «туманной». Это значительно осложняет работу специалиста по ОТ и ТБ, особенно имеющего незначительный опыт или практику работу в небольших организациях (предприятиях), где, как правило, нет достаточной информационной базы по вопросам ОТ и ТБ, соответствующей преемственности. Зачастую обязанности специалиста по ОТ и ТБ выполняет работник, назначенный работодателем по совместительству. В результате низкой квалификации таких специалистов предприятие (организация) становится «беззащитным* в случае несчастного случая или другой чрезвычайной ситуации по вопросам ОТ и ТБ, а после соответствующего расследования всех обстоятельств происшествия должностные лица несут всю полноту ответственности.
Ниже приведены три основополагающих принципа, определяющие роль и место специалиста по ОТ и ТБ в структуре предприятия (организации):
1. Используя требования к оформлению образцов документов, определенных ГОСТом Р 6.30-2003, есть возможность создать надежную систему работы специалиста по ОТ и ТБ по качественной подготовки приказов (других распорядительныхдокументов)для реализации требований Государственного стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации».
2. Основополагающими документами для подготовки приказов в области ОТ и ТБ являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации (ст. 14). а также Трудовой кодекс РФ (ст. 212). Обязанности специалиста по ОТ и ТБ определены в квалификационных характеристиках и должностных инструкциях.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) определяет 17 отдельных статей ответственности, прежде всего работодателя, за возможные нарушения в области ОТ. Еще пять статей добавляет Уголовный кодекс РФ.
Приведенные в табл. 1 данные помогут работодателю и специалисту по ОТ и ТБ решить организационные вопросы по ОТ в организации.
Таблица 1. Ответственность за нарушения трудового законодательства