Как указывалось выше, основополагающими документами для подготовки приказов в области ОТ и ТБ являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации (ст. 14), а также Трудовой кодекс РФ (ст. 212). К сожалению, эти обязанности не представлены в указанных законах в виде конкретных пунктов и особым образом не выделяются, личная практика показывает, что даже уважающий себя работодатель не имеет перед собой простого перечня своих обязанностей, связанных с вопросами ОТ и ТБ. Сотрудники хорошо знают, что в случае какого-либо происшествия на предприятии лица, проводящие проверку, пойдут к начальнику. Если не представить весь перечень обязанностей руководителя в простой и доступной форме, создается определенная путаность, неясность в организации работ как для самого работодателя, так и в определенной степени для специалиста по ОТ и ТБ.
Вместе с тем, этими законами в указанных статьях уникально определен большой круг вопросов, которые должен решать сам работодатель (руководитель предприятия, организации). Неслучайно введена должность специалиста по ОТ и ТБ, который, выполняя свои обязанности, определенные на основании тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих, фактически выполняет обязанности работодателя по обеспечению вопросов охраны труда. Именно поэтому на крупных предприятиях специалист по ОТ и ТБ является первым заместителем руководителя, что вполне логично и доказуемо существующей практикой.
Таблица 2 наглядно демонстрирует круг «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» обязанностей.
Таблица 2. Круг «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» обязанностей.
Легко подсчитать степень решения указанных вопросов на любом предприятии, участке. Необходимо помнить, любое упущение (нерешение) указанных статей (пунктов) приведет к «запланированным» негативным последствиям (см. табл. 1).
Для большей наглядности организации зашиты руководителя предприятия от таких «нехороших» последствий это можно представить в виде диаграммы (рис. 1), где самая «главная» зона — это зона приказов, распоряжений, стандартов предприятия, закрепляющих реальную политику администрации организации в области охраны труда.
Рис. 1. Упрощенная схема организации работ специалиста по охране труда на предприятии
Разумеется, такая «защита» «полезна» и для работника, так как все в комплексе создает комфортные условия профессиональной деятельности.
Располагая такими реальными задачами, требуется приступить к организации их решения непосредственно с руководителем предприятия или лицом, своими полномочиями способным решать поставленный круг задач.
Одной из основных «формул» таких решений является подготовка комплекса правового распорядительного документа — приказов. Здесь всегда надо помнить, что охрана труда — это система сохранности жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, где без глубоко продуманного и составленного приказа сделать ничего нельзя.
В лично практике был случай, когда молодой, преуспевающий директор крупного филиала организации был вынужден взять на себя ответственность за гибель работника на производстве, тем самым прикрывая генерального директора. Горе-специалисты вовремя не внесли в «установочный» приказ № 1 необходимые изменения по делегированию полномочий в области охраны труда и техники безопасности с ген. директора на его подчиненного. Впоследствии молодой руководитель, испытав на себе всю силу проверок, общений с родственниками погибшего, вынужден был поменять место работы.