В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Система работы с приказами по охране труда

Приказы по предприятию (организации) как правовой распорядительный документ. Основополагающие документы

Как указывалось выше, основополагающими документами для подготовки приказов в области ОТ и ТБ являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации (ст. 14), а также Трудовой кодекс РФ (ст. 212). К сожалению, эти обязанности не представлены в указанных законах в виде конкретных пунктов и особым образом не выделяются, личная практика показывает, что даже уважающий себя работодатель не имеет перед собой простого перечня своих обязанностей, связанных с вопросами ОТ и ТБ. Сотрудники хорошо знают, что в случае какого-либо происшествия на предприятии лица, проводящие проверку, пойдут к начальнику. Если не представить весь перечень обязанностей руководителя в простой и доступной форме, создается определенная путаность, неясность в организации работ как для самого работодателя, так и в определенной степени для специалиста по ОТ и ТБ.


Вместе с тем, этими законами в указанных статьях уникально определен большой круг вопросов, которые должен решать сам работодатель (руководитель предприятия, организации). Неслучайно введена должность специалиста по ОТ и ТБ, который, выполняя свои обязанности, определенные на основании тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих, фактически выполняет обязанности работодателя по обеспечению вопросов охраны труда. Именно поэтому на крупных предприятиях специалист по ОТ и ТБ является первым заместителем руководителя, что вполне логично и доказуемо существующей практикой.


Таблица 2 наглядно демонстрирует круг «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» обязанностей.


Круг взаимодействия обязанностей

Круг взаимодействия обязанностей

Круг взаимодействия обязанностей

Круг взаимодействия обязанностей

Таблица 2. Круг «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» обязанностей.


Легко подсчитать степень решения указанных вопросов на любом предприятии, участке. Необходимо помнить, любое упущение (нерешение) указанных статей (пунктов) приведет к «запланированным» негативным последствиям (см. табл. 1).


Для большей наглядности организации зашиты руководителя предприятия от таких «нехороших» последствий это можно представить в виде диаграммы (рис. 1), где самая «главная» зона — это зона приказов, распоряжений, стандартов предприятия, закрепляющих реальную политику администрации организации в области охраны труда.


Упрощенная схема организации работ специалиста по охране труда на предприятии

Рис. 1. Упрощенная схема организации работ специалиста по охране труда на предприятии


Разумеется, такая «защита» «полезна» и для работника, так как все в комплексе создает комфортные условия профессиональной деятельности.


Располагая такими реальными задачами, требуется приступить к организации их решения непосредственно с руководителем предприятия или лицом, своими полномочиями способным решать поставленный круг задач.


Одной из основных «формул» таких решений является подготовка комплекса правового распорядительного документа — приказов. Здесь всегда надо помнить, что охрана труда — это система сохранности жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, где без глубоко продуманного и составленного приказа сделать ничего нельзя.


В лично практике был случай, когда молодой, преуспевающий директор крупного филиала организации был вынужден взять на себя ответственность за гибель работника на производстве, тем самым прикрывая генерального директора. Горе-специалисты вовремя не внесли в «установочный» приказ № 1 необходимые изменения по делегированию полномочий в области охраны труда и техники безопасности с ген. директора на его подчиненного. Впоследствии молодой руководитель, испытав на себе всю силу проверок, общений с родственниками погибшего, вынужден был поменять место работы.