В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Управление безопасностью труда

Правовые основы охраны труда. Управление охраной труда в Нижегородской области

Министерство промышленности и энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых в интересах обороны и безопасности государства.


Функции национального органа по стандартизации осуществляет находящееся в ведении Минпромэнерго РФ агентство по техническому регулированию и метрологии, на которое возложен контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.


Отдельные функции управления охраной труда выполняют другие федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, Фонда социального страхования РФ.


Министерство образования и науки РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях разного уровня, готовит специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, осуществляет методическое руководство по вопросам расследования несчастных случаев с учащимися в процессе обучения.


Федеральная служба государственной статистики (Росстат) организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией.


Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет управление в области пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В структуре МЧС находится Управление государственного пожарного надзора.


Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разрабатывает предложения по установлению дифференцированных базовых страховых тарифов для отраслей экономики, устанавливает персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу, участвует в расследовании страховых случаев.


Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области охраны труда, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране труда во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями РФ.

Управление охраной труда в Нижегородской области

Управление охраной труда в области основано на законе Нижегородской области «Об охране труда» № 91-3 от 21.10.97г. с изменениями и дополнениями от 05.04.02г. №18-3 и осуществляется Федеральными органами исполнительной власти в пределах полномочий, установленных законнодательством РФ, Правительством Нижегородской области, Министерством труда и социальной защиты Нижегородской области, органами местного самоуправления районов и городов области, Министерствами и другими органами исполнительной власти области, выполняющими функции организационно-методического руководства в сфере охраны труда.


Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.06.03г. № 198 утверждено «Положение о системе охраны труда в Нижегородской области».


Управление охраной труда осуществляется на трех уровнях:

  1. уровень субъекта РФ (Нижегородская область);
  2. уровень местного самоуправления районов (городов);
  3. уровень организаций.

На областном уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Нижегородской области, Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, Министерства и иные органы исполнительной власти, выполняющие функции организационно-методического руководства в сфере охраны труда.


На уровне местного самоуправления - администрации районов, городов, области. Решением глав администраций определяются ответственные за охрану труда (заместители глав администраций, начальники отделов по труду). Реализация государственной политики в сфере охраны труда возлагается на отделы по труду.


На уровне организации управление охраной труда осуществляет работодатель. Оперативное управление, подготовку решений и контроль за их исполнением осуществляет служба охраны труда или специалист по охране труда.


Для координации работы субъектов управления охраной труда создаются областная и районные (городские) межведомственные комиссии по охране труда.


На всех уровнях управления охраной труда на территории области принимают участие Федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.), а также профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, осуществляющие общественный контроль в сфере охраны труда.


Схема государственного управления охраной труда в Нижегородской области представлена на рис. 4.


Схема государственного управления охраной труда в Нижегородской области

Рис. 4. Схема государственного управления охраной труда в Нижегородской области


Правительство Нижегородской области:

  1. реализует основные направления государственной политики в сфере охраны
  2. труда;
  3. руководит работой министерств и иных органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность;
  4. утверждает областные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  5. разрабатывает и принимает необходимые НПА Нижегородской области по охране труда.

Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области:

  1. обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда;
  2. организует работу по улучшению условий охраны труда;
  3. анализирует состояние условий и охраны труда, причины травматизма и профзаболеваний;
  4. обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности органов государственного надзора и контроля за охраной труда, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов;
  5. обеспечивает работу областной межведомственной комиссии, координационного совета по охране труда;
  6. содействует обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты, организует выставки СИЗ;
  7. содействует созданию учебных центров охраны труда, лабораторий экспертизы условий труда и координирует их деятельность;
  8. организует обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций, а также отдельных категорий застрахованных;
  9. выдает разрешения на обучение охране труда организациям, осуществляет контроль за качеством обучения;
  10. оказывает содействие обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  11. проводит проверку условий труда, соблюдения законодательства о применении труда женщин и лиц моложе 18 лет;
  12. контролирует правильность применения Списков производств, работ, профессий, должностей, дающих право на компенсацию за тяжелую работу, работу с вредными и опасными производственными условиями труда, а также качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  13. осуществляет государственную экспертизу условий труда при проектировании, строительстве и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам всех уполномоченных представительных органов по вопросам охраны труда;
  14. организует и проводит сертификацию работ по охране труда в организациях;
  15. направляет своих представителей для участия в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, тяжелых и со смертельным исходом);
  16. оказывает методическую помощь в организации охраны труда органам исполнительной власти и местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в сфере охраны труда обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в своих полномочиях, например:

  1. рассматривают обращения работников по вопросам охраны труда, финансируют мероприятия по улучшению условий труда за счет местных бюджетов;
  2. участвуют в расследовании групповых и тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом;
  3. участвуют в координации и методическом руководстве работой служб по охране труда в организациях, находящихся на территории муниципального образования;
  4. организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций, руководителей и специалистов;
  5. контролируют совместно с органами государственного надзора состояние охраны труда в организациях района (города).

Межведомственные комиссии по охране труда:

  1. разрабатывают предложения единой политики в сфере охраны труда;
  2. обеспечивают взаимодействие организаций и профессиональных объединений по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма;
  3. разрабатывают региональные программы по снижению производственного травматизма;
  4. разрабатывают региональные программы по приоритетным направлениям охраны труда;
  5. контролируют выполнение комплекса программных мероприятий по охране и улучшению условий труда в области;
  6. оказывают содействие предприятиям по внедрению прогрессивных форм профилактической работы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда;
  7. организуют областные смотры и конкурсы по охране труда.

Межведомственные комиссии имеют право:

  1. проводить комплексное обследование предприятий по вопросам реализации требований по охране труда;
  2. заслушивать руководителей организаций о состоянии охраны труда и мерах по улучшению условий труда;
  3. направлять в органы прокуратуры предложения об отстранении от занимаемой должности и привлечению к уголовной ответственности работодателей и должностных лиц, нарушающих НПА по охране труда;
  4. организовывать общественные экспертизы проектов строительства объектов;
  5. принимать участие в рассмотрении вопросов о приостановлении эксплуатации производственного объекта, цехов, участков в случае угрозы жизни и здоровью людей.