В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Управление безопасностью труда

Правовые основы охраны труда. Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда

Основными способами защиты трудовых прав и интересов работников являются:

  1. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законно-дательства;
  2. защита трудовых прав профессиональными союзами;
  3. самозащита работниками трудовых прав.

Согласно ТК РФ гл.57 ст.353 государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.


Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с органами федеральной инспекции труда, осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры.


Внутриведомственный государственный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.


Высший надзор за точным единообразным исполнением законов о труде на территории РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.


В настоящее время система государственных органов по надзору в сфере труда, так называемая Федеральная инспекция труда, включает Роструд (федеральный орган исполнительной власти) и переданные ему в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.04г. № 252 территориальные органы по государственному надзору и контролю - государственные инспекции труда в субъектах РФ.


Руководит деятельностью Федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый и освобождаемый от деятельности Правительством РФ. Заместителем главного государственного инспектора по труду - руководитель департамента госнадзора, а его заместителями - главный государственный инспектор правовой инспекции труда и главный государственный инспектор РФ по охране труда.


Функции федеральной инспекции труда определены «Положением о федеральной инспекции труда», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.00г. № 78 и «Положением о государственной инспекции труда в субъекте РФ», утвержденном приказом Минтруда России от 29.02.00г. № 65 с дополнениями от 12.07.02г. № 149.


Государственные инспекции труда создаются в каждом субъекте РФ. Руководители государственных инспекций, их заместители являются главными государственными инспекторами по соответствующей территории.


Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

  1. осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
  2. расследуют несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
  3. рассматривают дела об административных правонарушениях;
  4. информируют органы исполнительной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства о труде;
  5. участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по охране труда;
  6. ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;
  7. готовят отчеты о результатах деятельности инспекций.

Государственные инспекторы имеют право:

  1. беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;
  2. осуществлять проверки и расследования причин нарушения законодательства о труде и охране труда;
  3. запрашивать и получать от руководителей и иных должностных лиц, организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей документы и объяснения, информацию для осуществления своих полномочий;
  4. предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда с предложениями о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от занимаемой должности;
  5. привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда;
  6. по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений в правоохранительные органы о привлечении виновных к уголовной ответственности, а также предъявлять иск в суд;
  7. расследовать несчастные случаи на производстве;
  8. выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, производство и внедрение новой техники, технологий при проведении предупредительного надзора, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых объектов;
  9. требовать от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных нарушений и недостатков в оборудовании, сооружениях или организации
  10. труда;
  11. запрещать производство и использование СИЗ и средств коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих нормативным требованиям;
  12. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя;
  13. приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при нарушениях требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
  14. отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний, требований охраны труда.

Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, независимы от государственных органов и руководствуются только Федеральными Законами и Конституцией РФ.


Государственные инспекторы несут ответственность за противоправные действия или бездействие.


Решения должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.


Государственные инспекторы имеют удостоверения единого образца и личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.


Государственные инспекторы обязаны хранить тайну, ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.


При инспекционной проверке госинспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя, если только не считает, что это может снизить эффективность контроля.


Организации вооруженных сил, пограничных служб, ФСБ, организации оборонной и атомной промышленности подлежат проверкам в особом порядке. В этом случае госинспектор заранее оформляет пропуск, назначает время и т. п. Лица, препятствующие органам госнадзора, не исполняющие предписания, применяющие угрозы к нему, несут ответственность согласно Федеральным Законам.


Органы Федеральной инспекции труда взаимодействуют с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, профессиональными союзами и др.


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзор) осуществляет защиту человека от вредных производственных факторов, профилактику инфекционных и массовых заболеваний населения, предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека, гигиеническое воспитание и образование населения.


Государственная противопожарная служба при МЧС России осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений. Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

  1. организация разработки государственной политики и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
  2. организация и осуществление пожарного надзора в РФ;
  3. организация и осуществление охраны населенных пунктов, организаций, сельскохозяйственных объектов, иных юридических лиц от пожаров, выполнение других услуг в области пожарной безопасности;
  4. обеспечение и осуществление тушения пожаров;
  5. осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.