Страхование ответственности производится с целью защиты имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанных с риском причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц и окружающей среде в результате аварий.
Страховщиком может быть организация, имеющая лицензию на осуществление страховой деятельности по страхованию гражданской ответственности организаций.
Страхователем является организация, эксплуатирующая ОПО, имеющая лицензию на эксплуатацию ОПО.
Третьи лица - физические и юридические лица, имуществу, жизни и здоровью которых причинен вред.
Страховой случай - это нанесение ущерба здоровью, жизни и имуществу третьих лиц или окружающей среде в результате аварии. Аварией признается разрушение сооружений, устройств, взрыв, выброс, сброс, разлив опасных веществ. Не признаются аварией случаи, наступившие вследствие умысла страхователя или третьих лиц, в результате ядерного взрыва, радиоактивного заражения, военных действий, стихийных бедствий и иных действий, не связанных с деятельностью ОПО.
По правилам страхования не возмещается моральный вред, вред, причиненный лицам, находящимся в трудовых отношениях со страхователем или при исполнении трудовых обязанностей, вред, причиненный имуществу страхователя, убытки страхователей, вызванные аварией (упущенная выгода).
Минимальный размер страховых сумм определен ФЗ-116 и составляет:
Обязательность страхования ответственности реализуется путем лицензирования деятельности ОПО.
Страхование ответственности экономически выгодно организациям, эксплуатирующим ОПО, органам исполнительной власти и гражданам, т.к. оно обеспечивает финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий и возмещение вреда гражданам, и 20% страховых взносов используется на предупредительные мероприятия по повышению безопасности.
Целью производственного контроля является предупреждение аварий, обеспечение быстрой локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Производственный контроль (ПК) организуется и осуществляется организациями, эксплуатирующими ОПО, независимо от их организационно-правовой формы. Требования к производственному контролю установлены ст. 11 ФЗ-116, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.99г. №293 и Методическими рекомендациями по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО (РД 04-355-00), утвержденными приказом Госгортехнадзора России 26.04.00г. № 49.
Каждая эксплуатирующая организация разрабатывает положение о производственном контроле с учетом применяемой технологии и особенностей ОПО. Положение о ПК согласуется с территориальным органом государственного надзора и утверждается руководителем эксплуатирующей организации.
Обязанности за организацию и осуществление производственного контроля возлагаются:
Служба ПК подчиняется первому или техническому руководителю этой организации. Комплектуется она квалифицированными специалистами по профилю организации - технологами, механиками, энергетиками и др.
Ответственный за ПК должен иметь высшее техническое образование, стаж работы по профилю не менее трех лет, удостоверение об аттестации по промышленной безопасности. В организациях с численностью работников более 150 чел. рекомендуется создавать комиссии производственного контроля.
В положении о ПК в организации указываются ответственные за организацию ПК, их права и обязанности, порядок проверок, планирование мероприятий по обеспечению безопасности, локализации и ликвидации аварий, порядок расследования аварий, порядок информирования органов надзора и др.
Для осуществления ПК разрабатывается план проверки, который включает:
Проверка деятельности структурных подразделений охватывает организационную структуру, административные и рабочие процедуры, людские и материальные ресурсы, оборудование, рабочие участки, операции и производственные процессы; производимую продукцию; документацию, отчеты, регистрацию и хранение данных. Результаты проверки, заключение и рекомендации в виде отчета представляются руководителю организации. В отчете приводятся:
Отчеты должны регистрироваться службой ПК и доводиться до сведения руководителей и персонала.
Результаты проверок анализируются руководством и независимым экспертом. Анализ результатов проверки включает оценку соблюдения правил безопасности на ОПО, оценку эффективности руководства, предложения по обеспечению эффективности ПК.
Все данные о состоянии промышленной безопасности ОПО должны храниться в организации и быть легко доступными.
Согласно ФЗ-116 (ст.10) организации должны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, заключать договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами, создавать собственные аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО, создавать системы оповещения, наблюдения, связи и поддерживать их в исправном состоянии, иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации последствий аварий.
Согласно ст.12 ФЗ-116 по каждому факту аварии на ОПО проводится техническое расследование ее причин. Порядок проведения такого расследования установлен РД 03-293-99, принятым постановлением Госгортехнадзора 08.06.99г. № 40.
Организация, эксплуатирующая ОПО:
Для расследования причин аварии создается специальная комиссия в составе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, вышестоящего органа, профессиональных союзов, страховых компаний. Возглавляет комиссию представитель территориального органа государственного надзора. Комиссия обязана в течение 10 дней провести расследование.
В ходе расследования комиссия:
Комиссия определяет лиц, допустивших нарушения правил промышленной безопасности. Результаты расследования оформляются актом, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, размер причиненного вреда и принятые меры.
Комиссия по техническому расследованию может привлекать экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности. Финансирование расходов на техническое расследование осуществляется организацией, эксплуатирующей ОПО.