В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Предпосылки внедрения новых форм и методов управления охраной труда

В числе категорий, которые характеризуют предприятие, обычно называют экономические и технологические показатели. Однако, они занимают ведущее положение лишь в том случае, если соблюдено основное условие - при осуществлении производственной и трудовой деятельности на предприятии обеспечивается безопасность процессов и человека. В то же время, несмотря на те меры, которые предпринимаются на государственном, отраслевом и производственном уровнях в области охраны труда (обеспечения профессиональной безопасности), уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, продолжает оставаться достаточно высоким. Это обусловлено наличием ряда проблем. Они существуют и со временем не становятся менее острыми. Это свидетельствует о том, что старые, традиционные методы и формы работы, установившиеся стереотипы управления не дают желаемого эффекта. А новые на производственном уровне внедряются крайне медленно.


Это связано с тем, что во многом не учитывают требования международных стандартов управления, современные тенденции и практику управления, сложившуюся во многих зарубежных компаниях и на некоторых передовых отечественных предприятиях. На базовом уровне (предприятие), по выражению одного из специалистов продолжает существовать «реальная система с конфликтами, демотивированностью, поиском виновных и наказанием непричастных». Поэтому изменения, которые уже произошли в охране труда и будут происходить в дальнейшем, требуют совершенствования системы управления и всех составляющих, связанных с обеспечением профессиональной безопасности человека на всех этапах производственных, трудовых процессов и уровнях управления.


Кроме того, совершенствование (развитие) систем управления охраной труда является необходимым условием и составляющей практически всех современных моделей управления гигиеной и безопасностью труда (аналог охраны труда).


Задача состоит в том, чтобы вывести систему управления охраной труда на уровень современных методов на основе принципиально новых концептуальных подходов, наработанного опыта отечественных предприятий, международной практики, прежде всего, на самом важном -производственном уровне, т.е. там, где формируются условия для безопасного производства работ, где происходят несчастные случаи, профессиональные заболевания и аварии. Эти обстоятельства обязывают специалистов искать такие формы и методы регулирования, которые были бы адекватными сложившейся ситуации и, с помощью которых можно было бы, если не исключать случаи травматизма (к сожалению, это практически невозможно), то хотя бы активно влиять на ситуацию и удерживать ОТ в устойчивом управляемом состоянии.


Нельзя не согласиться с такой постановкой. Вопрос - в другом. В чём должны заключаться новые подходы? В чём их отличие от существующих? В чём их достоинства? Это важно знать, приступая к проектированию новых или переработке действующих систем управления (СУ).


Анализ публикаций по этому вопросу известных учёных, специалистов Украины и России, рекомендаций МОТ, действующих международных и национальных стандартов, моделей управления безопасностью и здоровьем, качеством свидетельствует о том, что на этот счёт уже сформировались определённое мнение и тенденции.


Однако, прежде чем ответить на эти и ряд других вопросов, необходимо обозначить круг существующих в охране труда проблем.


К числу наиболее актуальных проблем, не позволяющих решить главную целевую задачу- сохранение жизни и здоровья людей, относятся:

  1. объективное наличие на большинстве рабочих мест условий труда, когда уровень опасных и вредных производственных факторов превышает допускаемые, граничные значения;
  2. недостаточный профессиональный уровень (профессиональное несоответствие) и ответственность некоторых категорий работников;
  3. неадекватная идеология производственного персонала, базирующаяся на ложных мотивационных установках и, связанные с этим, неадекватные (опасные) действия;
  4. неудовлетворительная организация работ и процессов на стадии подготовки производства;
  5. недостаточная результативность функционирования систем управления охраной труда и систем надзора за производством работ;
  6. пассивное отношение к охране труда собственников, руководителей подразделений, производственных участков, бригад;
  7. отсутствие механизма мотивации (стимулирования), разумно сочетающего в себе бизнес-интересы, экономическую успешность и высокую безопасность персонала;
  8. дефицит финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на цели охраны труда;
  9. и др.

В числе причин и факторов, обуславливающих проблемы охраны труда, в Концепции общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2006-2011 гг., утвержденной Распоряжением КМУ от 11.05.06 №269-Р, названы несовершенство (добавим - и связанная с этим недостаточная результативность функционирования) систем управления охраной труда на производственном уровне, неудовлетворительное состояние машин, механизмов, оборудования и ряд других. Все это влечет за собой необходимость формирования принципиально нового подхода к решению вопросов обеспечения профессиональной и промышленной безопасности.


Уже только это обуславливает необходимость поиска и внедрения более эффективных подходов, отвечающих реалиям времени. Но дело не только в этом. Необходимость поиска путей совершенствования ОТ связана также с рядом других причин. На смену старым приходят новые принципы и подходы к решению проблем обеспечения профессиональной безопасности и охраны здоровья, которые базируются на новой трудоохранной идеологии, в основе которой лежат социальные, экономические, психологические и другие мотивационные методы регулирования, анализа и прогнозирования степени производственного риска (управления рисками), наработанная международная практика (международно признанные стандарты и рекомендации), при этом на первый план выдвигаются задачи поиска более эффективных форм управления персоналом, организационных механизмов, мотивирующих собственника вкладывать средства в улучшение условий труда, в обновление техники, совершенствование технологий и т.д.; одновременно расширяются интеграционные процессы.


Поэтому совершенствование механизма управления охраной труда (профессиональной безопасностью и здоровьем) при выполнении трудовых и производственных обязанностей на основе решения существующих проблем, снижения производственных рисков, обобщения и внедрения практического опыта лучших отечественных предприятий и зарубежных компаний, международных стандартов, принятие других адекватных мер является на данном временном этапе весьма актуальной задачей.


Вопрос первый: почему не действуют или действуют нерезультативно существующие СУОТ?

Несмотря на то, что причины этого для разных предприятий различны, можно выделить несколько общих, которые сдерживают их внедрение и результативное функционирование.


Основные из них следующие:

  1. отсутствие на многих предприятиях целостной (завершённой) системы управления. Имеющиеся на этот счёт отдельные документы (стандарты, положения) не охватывают всей инфраструктуры трудоохранных мер и действий, не отражают современных тенденций, не учитывают требования рынка в области управления взаимосвязанными процессами в области качества продукции и услуг, охраны окружающей среды, промышленной безопасности и по этим причинам не формируют таким образом целостную систему управления, организации, исполнения;
  2. уровень и качество нормативной базы предприятий, определяющей механизм функционирования Систем, не соответствует существующей нормативно-правовой базе и современным требованиям в области охраны труда; на многих предприятиях Украины функционируют системы управления, основу которых составляют документы, разработанные в 80-е годы прошлого столетия;
  3. недостаточная роль служб охраны труда, профессиональная и психологическая неготовность её специалистов и персонала предприятий к разработке, восприятию и внедрению более современных систем управления несмотря на многолетнюю предисторию;
  4. недостаточная информированность работников предприятий и эффективность пропаганды в отношении политики, которая проводится на предприятиях в области охраны труда;
  5. отсутствие необходимого контроля за функционированием систем управления (система аудита пока ещё не нашла широкого применения);
  6. отсутствие механизма мотивации (стимулирования), побуждающего разработку и внедрение специалистами современных систем управления и внедрения иных инновационных решений;
  7. недостаточное внимание к охране труда в целом со стороны собственников и руководителей подразделений.
  8. наконец, длительное отсутствие единых рекомендаций на государственном уровне и типовых моделей в отраслях, в соответствии с которыми предприятия могли бы разрабатывать или совершенствовать свои системы уравления, обеспечивая тем самым высокое качество и унифицированный подход к структуре и содержанию СУОТ.

Второй вопрос: в чем заключаются недостатки традиционной модели управления и почему нужна новая система управления?

Традиционные системы управления на предприятиях, как указывалось ранее, базируются на Рекомендациях Госстандарта СССР, утверждённых в 1983 году


Между тем, за время, прошедшее с момента разработки, в стране существенно изменился состав нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда как базовой основы СУОТ; действует уже вторая редакция Закона Украины «Об охране труда», принята Государственная Концепция управления охраной труда (утверждена приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.10.01 №432), введен ряд новых межотраслевых нормативно-правовых актов (НПА).


Принципиально изменилась иерархическая структура СУ: разрушилась действовавшая долгие годы вертикаль управления (государственный уровень, отрасль, предприятие), уже не существует партии и профсоюзов как субъектов управления и др.


Появились совершенно новые принципы, функции, формы и методы управления; к примеру методы мотивационного регулирования - как функция управления персоналом, аудит - как норма закона и функция контроля, метод управления рисками и т.д.


Вместе с тем, в существующих системах на многих предприятиях отсутствует такая важная категория как политика в охране труда, не обозначены необходимость развития систем и структура (количество, наименование, содержание) внутренних стандартов предприятия (организации), формирующих целостную систему управления безопасностью. Нет указаний на связь с международными стандартами управления профессиональной безопасностью и здоровьем, другими сферами деятельности предприятий (охрана окружающей природной среды, эксплуатация объектов повышенной опасности) и др.


По этим причинам традиционные СУ во многом не отвечают современным требованиям и это во многом объясняет неэффективность их функционирования, а также необходимость разработки принципиально новой модели в рамках единой интегрированной Системы управления (ИСУ), основанной на требованиях национальной нормативно-правовой базы, международных стандартах, рекомендациях МОТ, наконец - на практическом опыте.


Третье: почему не внедряются или внедряются крайне медленно современные формы и методы управления ?


Казалось бы, исходя из недостатков существующих систем и современных тенденций, следовало давно приступить к разработке и внедрению новых моделей управления. К сожалению, эта работа проводится недостаточно активно. В первую очередь, это вызвано отсутствием на предприятиях специалистов, способных квалифицированно, профессионально создать такие системы; во-вторых, длительным отсутствием на этот счёт типовой модели и рекомендаций со стороны государственных и отраслевых органов; наконец, отсутствием желания или в большинстве случаев финансовых средств для того, чтобы привлечь профессиональных специалистов из учебных и научных организаций для разработки такой системы. Коротко это можно выразить так: причины медленного внедрения более совершенных форм и систем управления заключаются в профессиональной и психологической неготовности одних (управленческая категория персонала), профессиональном несоответствии других (категория организаторов) и неадекватной идеологии по отношению к безопасности труда (категория исполнителей).


По этим причинам мы во многом отстаем не только от передовых зарубежных компаний, но и от наших российских коллег.


Вместе с тем, несмотря на внешние обстоятельства, сегодня охрана труда находится на этапе, если не революционных, то, по крайней мере, эволюционных преобразований. Отдельные предприятия Украины (положительно то, что их становится все больше), сделали достаточно существенный шаг по пути внедрения современных стандартов управления и других новаций в области охраны труда. Они по своей инициативе внедрили, а некоторые довели до сертификации современные системы управления, исходя из базовых принципов, впервые изложенных в системах менеджмента качества.


В то время как в некоторых странах (например, Франция, Польша) такие системы внедрены на сотнях предприятий.


Между тем, уже сегодня есть специалисты и структуры, которые готовы и могут разработать любую из систем управления (качеством, профессиональной, промышленной или экологической безопасностью) на высоком профессиональном уровне с учётом современных требований. Но не все предприятия могут (по финансовым соображениям) и хотят привлечь этих специалистов для проектирования систем.


Поэтому для таких предприятий и компаний за основу при разработке новых или переработке существующих систем управления могут быть рекомендованы следующие документы:

  1. ДСТУ - П OHSAS 18001:2006 (OHSAS 18001:1999, IDT) Системи управління безпекою та гігієною праці. Вимоги.
  2. ДСТУ - П OHSAS 18002:2006 (OHSAS 18002:2000, IDT) Система управління безпекою та гігієною праці. Основні принципи виконання вимог OHSAS 18001.
  3. OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента гигиены и безопасности труда. Требования.
  4. ДСТУ ГОСТ 12.0.230-2008 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
  5. Рекомендации МОТ СУОТ ILO - OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management system (IDT)».
  6. Рекомендации относительно построения, внедрения и усовершенствования системы управления охраной труда, утвержденные Госгорпромнадзором 07.02.08.

Подводя итог, отметим, что переход к новой (более совершенной) модели управления охраной труда может быть осуществлен путем:

  1. принятия (провозглашения), реализации политики и целей предприятия в области трудоохранной деятельности;
  2. перехода от реагирования на страховые несчастные случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников как основы планирования и реализации трудоохранных мер;
  3. внедрения процедур управления документами и записями;
  4. применения в качестве базовых международно признанных моделей, стандартов и рекомендаций в области менеджмента гигиены и безопасности труда;
  5. внедрения многоступенчатой поливариантной системы контроля;
  6. разработки соответствующего положения и внедрения аудита системы управления и мониторинга процессов;
  7. анализа и оценки функционирования СУОТ на основе системы аналитических и оценочных показателей, а также последующих корректирующих действий;
  8. перехода от локальных систем к интегрированным системам управления профессиональной, промышленной и экологической безопасности.