В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

14 принципов в системе менеджмента безопасности и гигиены труда в редакции А.А.Романчука. Принцип 1-6

1. Ориентация на Человека (антропосоциальный или социально-ориентированный подход).

Это основополагающий принцип всей трудоохранной деятельности, направленной на реализацию Законодательной нормы, предусматривающей приоритет жизни и здоровья Человека в сравнении с другими результатами деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что человек в охране труда является главным действующим лицом. Он наиболее ценный, невосполнимый физический и интеллектуальный ресурс, он - фактор риска, он же объект «заботы». По этим причинам все формы и методы работы, связанные с обеспечением профессиональной безопасности и здоровья, с системным управлением персоналом должны быть социально ориентированы.


Это означает реализацию следующих направлений в трудоохранной деятельности:

  1. профессиональное обучение, развитие и профессиональный отбор персонала;
  2. психологическое сопровождение, формирование соответствующей идеологии, мотивационное регулирование и стимулирование работников;
  3. пропаганда охраны труда, информирование работников о профессиональных рисках и условиях труда на рабочих местах;
  4. адаптация трудовых процессов к возможностям работников с учётом их здоровья и психофизиологического состояния, создание условий труда, показатели которых (ПДК, ПДУ), по своим значениям соответствуют установленным нормативам;
  5. социальная защита работников и полное возмещение ущерба, связанного с травмами и профессиональными заболеваниями.

Важность этого принципа состоит в том, что всё, что делается в охране труда, делается из-за человека и во имя человека. Т.е. трудоохранная деятельность должна осуществляться не в общем и целом, а на каждом рабочем месте для каждого человека.


2. Лидерство руководителя (собственника) и предприятия.

Этот принцип предусматривает реализацию двух направлений: Первое - повышение роли руководителя (собственника, работодателя) - как лидера, ответственного за жизнь и здоровье персонала, за выполнение законодательных норм, провозглашенных целей и политики.


Второе - достижение предприятием лидирующих позиций в этой сфере деятельности - как свидетельство инновационного решения трудоох-ранных проблем, создания реальных предпосылок для устойчивого состояния охраны труда и развития его инфраструктуры, подтверждение его надёжности, безопасности и привлекательности для бизнес-партнёров.


Лидировать - это значит:

  1. осуществлять комплексно-системный менеджмент охраны труда на основе государственных и международных стандартов управления в области обеспечения профессиональной, промышленной и экологической безопасности;
  2. располагать профессионально компетентным и мотивированным персоналом, создавать условия (возможности) для его постоянного развития;
  3. иметь совершенную (лучшую) нормативно-правовую базу;
  4. внедрять безопасные технологии и постоянно их совершенствовать;
  5. рационально организовывать безопасное производство работ и -процессов;
  6. обеспечивать высокое качество продукции, услуг и культуру производства;
  7. создавать на рабочих местах условия труда с приемлемыми уровнями профессиональных рисков;
  8. формировать предпосылки для устойчивого снижения уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний и предотвращения аварийных происшествий;
  9. вкладывать необходимые средства в повышение безопасности труда и производственных процессов, снижение уровня производственного травматизма (профессиональных заболеваний);
  10. всемерно способствовать формированию имиджа предприятия -как надёжного, достойного и привлекательного бизнес-партнёра.

3. Привлечение(вовлечение) работников.

Это, так называемый, принцип партисипативности, который предусматривает формирование команды единомышленников, создание возможностей для вовлечения персонала в решение трудоохранных проблем, в улучшение деятельности предприятия на основе взаимного доверия, партнёрских отношений и ответственности, информированности, делегирования полномочий. Этот принцип позволяет в полной мере использовать творческий потенциал всех работников, а участие работников и их представителей в реализации процессов управления является одним из основных руководящих принципов международной организации труда (МОТ.


Система должна предусматривать, чтобы все работники и их представители были бы проконсультированы и проинформированы обо всех изменениях на предприятии, об организации работы в области ОТ. Кроме того, система предполагает, чтобы работники были обучены и проинструктированы, имели возможность участвовать во всех процессах, связанных с формированием политики, планированием, организацией и внедрением Системы.


При этом результативное функционирование СУОТП и решение целевых задач может быть достигнуто только при условии, что 100 % работников разделяют политику, осознают свою роль (миссию), цели и задачи в охране труда, понимают, что такое процессный подход, управление рисками, и каждый из них является участником этих процессов.


4. Процессный подход.

В соответствии с современным подходом считается, что желаемые результаты могут быть достигнуты более эффективно, когда трудоохран-ная деятельность рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих динамических процессов, направленных на обеспечение безопасности Человека, всё многообразие которых формирует, так называемый процессный ландшафт.


Для внедрения процессного подхода необходимо:

1. Выявить (задать) полный перечень процессов, определяющих функционирование системы менеджмента охраны труда.

2. Определить последовательность процессов в этой системе, их взаимосвязи и взаимодействие.

3. Обозначить ключевые процессы.

4. Назначить работников, ответственных за функционирование каждого процесса, наделить их соответствующими полномочиями.

5. Описать выходные параметры процессов, характеризующих качество их функционирования.

6. Установить порядок мониторинга параметров процессов.

7. Описать процессы в виде блок-схемы или схемы взаимодействия (информационных потоков).

8. Определить входные и выходные регламенты, регулирующие процессы (например, должностные инструкции, инструкции по охране труда, рабочие журналы и т.д.).

9. Обеспечить информационные потоки, необходимые для эффективного менеджмента и мониторинга процессов.

10. Вести регулярную оценку, мониторинг и анализ данных, которые относятся к процессам.

11. Систематически осуществлять корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процессов.

12. Установить порядок внесения в процессы изменений.


Вместе с тем, длительная практика управления охраной труда базировалась и базируется на многих предприятиях России и Украины до сих пор на Рекомендациях Госстандарта СССР 1983 года, которыми предусматривалось управление трудоохранной деятельностью на основе 5-ти функций и 10-ти задач, реализуя, так называемый функциональный подход.


Принимая во внимание особенности и достоинства процессного и функционального подходов, можно сделать вывод о том, что имеет право на существование и промежуточный вариант, реализующий функционально-процессный или процессно-функциональный подход (ФПП и ПФП), когда управленческие процедуры осуществляются на основе реализации функций и задач, а производственная деятельность рассматривается в виде взаимосвязанных процессов.


Преимущество такого подхода состоит в том, что он может быть легче адаптирован к существующей практике, а управленческие процедуры по своим составляющим во многом совпадают с составляющими известного цикла Де-минга-Шухарта (Plan - планируй, Do - делай, Check - контролируй, Act -действуй, совершенствуй).


Имеются и другие особенности. Право принятия решения, какую из моделей управления избрать, принадлежит предприятию, исходя из характера основной деятельности, наличия соответствующих специалистов, других особенностей.


5. Системный многоцелевой подход к менеджменту охраны труда.

Предусматривает координацию всех аспектов деятельности в области охраны труда, согласование целей и задач, которые возникают в рамках реализации концепции и формирования интегрированной системы обеспечения профессиональной, промышленной и экологической безопасности с миссией предприятия, видением перспектив и стратегических целей, рассмотрением во взаимосвязи технических, социальных, экономических, психофизиологических и других категорий (составляющих) Системы управления, влияющих на безопасность труда.


6. Постоянное улучшение (непрерывное совершенствование, развитие) Системы.

Это необходимое условие результативного функционирования любой Системы. Этот принцип предусматривает постоянный поиск возможностей для улучшения всех аспектов и процессов трудоохранной деятельности. Начинается улучшение с Человека, с изменения его личностного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих, повышения профессиональной компетенции, практических навыков, а также использования лучшего отечественного и зарубежного опыта, внедрения других инновационных решений.


Невыполнение этого условия ведёт к стагнации процессов Системы, следствием которой является нерезультативность реализуемых решений, мер и действий.