В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

14 принципов в системе менеджмента безопасности и гигиены труда в редакции А.А.Романчука. Принцип 7-10

7. Принятие решений на основе фактов, мониторинга, системного анализа и оценки производственных (профессиональных) рисков.

Основанием и источником для принятия правильных и результативных управленческих решений, распознавания и прогнозирования состояния системы являются факты, аналитическая статистика, предшествующий опыт, т.к. прогностические, предупредительные меры и корректирующие действия не могут предприниматься без учёта статистических закономерностей, анализа данных и информации, полученных по результатам контрольно-надзорной деятельности и мониторинга процессов.


Но ещё более важным является их предупреждение на основе априорного видения, анализа и оценки уровней производственных рисков и их последствий, снижения вероятности их проявления.


8. Социальное партнёрство (социальный диалог) и социальная ответственность всех сторон (участников), связанных с производственной и трудоохранной деятельностью.

В настоящее время при переходе на новую модель управления охраной труда вопрос взаимной социальной ответственности работодателя и работников за обеспечение и выполнение требований безопасности, в создании здорового психологического климата, корпоративной культуры, сознательного участия персонала в решении трудоохранных проблем и управлении охраной труда приобретает особую актуальность.


Это выражается в том, что трёхсторонние отношения (работодатель -профсоюзы - наёмные работники) выстраиваются не на конфронтации, а на основе партнерских отношений, сотрудничестве, взаимном уважении, открытости и конструктивном диалоге.


Социальное партнерство (социальный диалог) базируется на ряде принципов, предусмотренных стандартом БД 8000, и предполагает:

  1. проведение консультаций между собственником, профсоюзами и работниками, а также участие работников при выработке трудоохран-ной политики;
  2. признание всеми сторонами участия членов трудового коллектива (наёмных работников) в управлении охраной труда и промышленной безопасностью в качестве важнейшего условия, обеспечивающего эффективность функционирования системы управления охраной труда;
  3. участие работников в разработке планов и программ по улучшению условий труда, снижению производственных рисков и устранении нарушений, выявленных в процессе контрольно-надзорной деятельности;
  4. осуществление контроля за выполнением намеченных мер, соблюдением работодателем законодательных требований и обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением и установленным требованиям безопасности непосредственными исполнителями;
  5. участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний, разработке предупредительных мер;
  6. участие сторон в работе комиссий по испытанию и приемке в эксплуатацию производственных объектов, в расследовании возможных (трудовых) споров, связанных с нарушениями законодательства.

Важной составляющей социального партнерства является общественный контроль за условиями и охраной труда, который осуществляется со стороны общественных формирований (профсоюзы, уполномоченные наемными работниками по вопросам охраны труда), других представительных органов, которые могут:

  1. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  2. получать от работодателя информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний;
  3. объективно защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения ущерба, причинённого их здоровью на производстве;
  4. направлять работодателям представление об устранении выявленных нарушений, обязательные для рассмотрения;
  5. обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда или в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Собственник в свою очередь:

  1. провозглашает и реализует провозглашенную политику, которая обеспечивает безопасность и здоровье всех работников предприятия (компании);
  2. обеспечивает постоянную оценку условий труда (уровней опасности и рисков, которым подвергаются работники на производстве) и информирует их об этом;
  3. гарантирует своевременное и полноценное консультирование и обучение работников и их представителей по всем аспектам, связанным с обеспечением их безопасности при выполнении трудовой деятельности, и системы управления;
  4. несёт ответственность за эффективную охрану труда и четкое распределение обязанностей, полномочий и рамок ответственности;
  5. выполняет требования действующего законодательства в области охраны труда, окружающей среды и промышленной безопасности, выделяет на эти цели необходимые финансовые и материальные ресурсы, а также для реализации провозглашенной политики и предупредительных мероприятий, направленных на повышение безопасности в объеме не менее, чем установлено соответствующими законодательными нормами.

Профсоюзы своей деятельностью содействуют администрации в повышении безопасности, качества, производительности труда и ответственности работников, формированию психологического климата и корпоративной культуры, привлечению нарушителей внутреннего трудового распорядка и установленных правил безопасности к дисциплинарной ответственности, объективно защищая при этом интересы работников.


Наконец, главное.


Работники выполняют свои обязанности в рамках установленных правил, обеспечивающих собственную безопасность и безопасность окружающих людей, а выделенные в их распоряжение механизмы и другие технические средства используют по назначению и в соответствии с правилами технической эксплуатации.


9. Обучение организации (предприятия) и персонала, обеспечивающие компетенцию и профессиональное управление профессиональным персоналом.

Профессиональная компетенция и профессиональное соответствие относятся к числу ключевых составляющих и предпосылок снижения производственного травматизма. И наоборот - необученность и профессиональная некомпетентность работников, профессиональное несоответствие требованиям и характеру выполняемых в процессе трудовой деятельности функций относятся к наиболее опасным антропогенным факторам с точки зрения обеспечения их собственной безопасности и безопасности для окружающих людей.


Необходимость обучения связана также с тем, что на предприятиях идет постоянное движение и ротация кадров, создаются новые технологические процессы и рабочие места, появляются новые направления деятельности. Наконец, для того, чтобы быть адекватной реальной ситуации система управления охраной труда, организация работ и процессов должны постоянно совершенствоваться в связи с появлением новых и изменениями действующих нормативных документов.


К сожалению, профессиональная и психологическая неготовность топ-менеджмента, рядовых работников и специалистов служб ОТ является причиной крайне медленного внедрения новых подходов к управлению охраной труда и инновационного развития СУОТ.


Вместе с тем, цели обучения заключаются не только в том, чтобы работники получили некоторую конкретную информацию. Они более широкие: формирование профессиональных мотивов, усвоение способов решения проблем, приобретение навыков профессионального мышления. Кроме чисто профессиональных аспектов в задачу любой формы обучения инженерного персонала должно входить формирование идеологии - адекватной требованиям системы эффективного менеджмента охраны труда, направленной на реализацию принципов комплексного решения трудоохранных, экономических, экологических проблем в контексте охраны труда, а также проблем качества и надежности, а в конечном итоге - создание на предприятии Системы Управления Знаниями в целях охраны труда как составляющей Системы обеспечения профессиональной безопасности работников.


Учитывая это, к числу необходимых условий, которым должны соответствовать процессы обучения, относятся следующие:

  1. обучение должно носить системный характер и быть непрерывным; знания работников должны пополняться и обновляться по мере того, как они устаревают, или их потенциал уменьшается по естественным причинам;
  2. при организации процессов и определении тематики (программ) обучения должны учитываться характер условий выполняемых работ (опасные - неопасные), профессиональный стаж работы специалистов в соответствующей области, другие особенности предприятия. То-есть, система обучения должна быть гибкой и строиться на основе дифференцированного подхода.

10. Взаимодействие и взаимосогласованность всех звеньев управления и исполнения.

Анализ обстоятельств и причин имевших место несчастных случаев свидетельствует, что последние во многом являются следствием несогласованных действий участников (сторон) трудовых и производственных процессов. Как свидетельствует практика трудоохранной деятельности на производственном и региональном уровнях, процедуры взаимодействия и согласования должны осуществляться органами исполнительной власти и местного самоуправления, госнадзорных органов, объединений работодателей, профсоюзов и других общественных формирований. Это позволит принимать консолидированные управленческие и организационные решения по всему спектру трудоохранных проблем. На предприятиях этот принцип должен реализовываться на уровнях управления, организации и непосредственного производства работ и процессов.


Важное значение этот аспект деятельности в производственных условиях приобретает при совместном выполнении работ различными подрядными, смежными организациями на территории действующего предприятия, а также при участии и совместном выполнении работниками отдельных технологических операций в одном (замкнутом) производственном процессе.


С нормативно-правовой точки зрения порядок совместных действий, условия организации и безопасного производства работ и процессов регламентируются соответствующими правилами. К примеру, действующим до настоящего времени СНиП 111-4-80 предусматривается необходимость оформления в этом случае Акта-допуска, которым регламентируются взаимные меры безопасности и границы ответственности при выполнении строительных, ремонтных и других работ несколькими участниками на локально ограниченной территории.


В общем случае при выполнении работ на территории предприятия (назовём его базовым) сторонними организациями должны быть регламентированы условия допуска работников этих организаций на территорию базового предприятия; порядок, требования и условия совместного выполнения работ и меры по обеспечению безопасности персонала базового предприятия (заказчика) и подрядной организации (исполнителя), права, границы ответственности и ответственность сторон, а также установлен порядок действий при несчастных случаях, авариях и других чрезвычайных происшествий.


Исходя из этого, можно сформулировать следующие условия реализации указанного принципа:

  1. четкое обозначение территориальных границ и границ ответственности взаимодействующих сторон;
  2. строгое соблюдение согласованной последовательности действий всеми участниками производственных процессов;
  3. взаимное информирование о предпринимаемых действиях, т.е. ничего не делается без согласия сторон или вопреки их согласию.