Основанием и источником для принятия правильных и результативных управленческих решений, распознавания и прогнозирования состояния системы являются факты, аналитическая статистика, предшествующий опыт, т.к. прогностические, предупредительные меры и корректирующие действия не могут предприниматься без учёта статистических закономерностей, анализа данных и информации, полученных по результатам контрольно-надзорной деятельности и мониторинга процессов.
Но ещё более важным является их предупреждение на основе априорного видения, анализа и оценки уровней производственных рисков и их последствий, снижения вероятности их проявления.
В настоящее время при переходе на новую модель управления охраной труда вопрос взаимной социальной ответственности работодателя и работников за обеспечение и выполнение требований безопасности, в создании здорового психологического климата, корпоративной культуры, сознательного участия персонала в решении трудоохранных проблем и управлении охраной труда приобретает особую актуальность.
Это выражается в том, что трёхсторонние отношения (работодатель -профсоюзы - наёмные работники) выстраиваются не на конфронтации, а на основе партнерских отношений, сотрудничестве, взаимном уважении, открытости и конструктивном диалоге.
Социальное партнерство (социальный диалог) базируется на ряде принципов, предусмотренных стандартом БД 8000, и предполагает:
Важной составляющей социального партнерства является общественный контроль за условиями и охраной труда, который осуществляется со стороны общественных формирований (профсоюзы, уполномоченные наемными работниками по вопросам охраны труда), других представительных органов, которые могут:
Собственник в свою очередь:
Профсоюзы своей деятельностью содействуют администрации в повышении безопасности, качества, производительности труда и ответственности работников, формированию психологического климата и корпоративной культуры, привлечению нарушителей внутреннего трудового распорядка и установленных правил безопасности к дисциплинарной ответственности, объективно защищая при этом интересы работников.
Наконец, главное.
Работники выполняют свои обязанности в рамках установленных правил, обеспечивающих собственную безопасность и безопасность окружающих людей, а выделенные в их распоряжение механизмы и другие технические средства используют по назначению и в соответствии с правилами технической эксплуатации.
Профессиональная компетенция и профессиональное соответствие относятся к числу ключевых составляющих и предпосылок снижения производственного травматизма. И наоборот - необученность и профессиональная некомпетентность работников, профессиональное несоответствие требованиям и характеру выполняемых в процессе трудовой деятельности функций относятся к наиболее опасным антропогенным факторам с точки зрения обеспечения их собственной безопасности и безопасности для окружающих людей.
Необходимость обучения связана также с тем, что на предприятиях идет постоянное движение и ротация кадров, создаются новые технологические процессы и рабочие места, появляются новые направления деятельности. Наконец, для того, чтобы быть адекватной реальной ситуации система управления охраной труда, организация работ и процессов должны постоянно совершенствоваться в связи с появлением новых и изменениями действующих нормативных документов.
К сожалению, профессиональная и психологическая неготовность топ-менеджмента, рядовых работников и специалистов служб ОТ является причиной крайне медленного внедрения новых подходов к управлению охраной труда и инновационного развития СУОТ.
Вместе с тем, цели обучения заключаются не только в том, чтобы работники получили некоторую конкретную информацию. Они более широкие: формирование профессиональных мотивов, усвоение способов решения проблем, приобретение навыков профессионального мышления. Кроме чисто профессиональных аспектов в задачу любой формы обучения инженерного персонала должно входить формирование идеологии - адекватной требованиям системы эффективного менеджмента охраны труда, направленной на реализацию принципов комплексного решения трудоохранных, экономических, экологических проблем в контексте охраны труда, а также проблем качества и надежности, а в конечном итоге - создание на предприятии Системы Управления Знаниями в целях охраны труда как составляющей Системы обеспечения профессиональной безопасности работников.
Учитывая это, к числу необходимых условий, которым должны соответствовать процессы обучения, относятся следующие:
Анализ обстоятельств и причин имевших место несчастных случаев свидетельствует, что последние во многом являются следствием несогласованных действий участников (сторон) трудовых и производственных процессов. Как свидетельствует практика трудоохранной деятельности на производственном и региональном уровнях, процедуры взаимодействия и согласования должны осуществляться органами исполнительной власти и местного самоуправления, госнадзорных органов, объединений работодателей, профсоюзов и других общественных формирований. Это позволит принимать консолидированные управленческие и организационные решения по всему спектру трудоохранных проблем. На предприятиях этот принцип должен реализовываться на уровнях управления, организации и непосредственного производства работ и процессов.
Важное значение этот аспект деятельности в производственных условиях приобретает при совместном выполнении работ различными подрядными, смежными организациями на территории действующего предприятия, а также при участии и совместном выполнении работниками отдельных технологических операций в одном (замкнутом) производственном процессе.
С нормативно-правовой точки зрения порядок совместных действий, условия организации и безопасного производства работ и процессов регламентируются соответствующими правилами. К примеру, действующим до настоящего времени СНиП 111-4-80 предусматривается необходимость оформления в этом случае Акта-допуска, которым регламентируются взаимные меры безопасности и границы ответственности при выполнении строительных, ремонтных и других работ несколькими участниками на локально ограниченной территории.
В общем случае при выполнении работ на территории предприятия (назовём его базовым) сторонними организациями должны быть регламентированы условия допуска работников этих организаций на территорию базового предприятия; порядок, требования и условия совместного выполнения работ и меры по обеспечению безопасности персонала базового предприятия (заказчика) и подрядной организации (исполнителя), права, границы ответственности и ответственность сторон, а также установлен порядок действий при несчастных случаях, авариях и других чрезвычайных происшествий.
Исходя из этого, можно сформулировать следующие условия реализации указанного принципа: