В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Принципы управления охраной труда в редакции Карнауха Н.Н.

Принцип 1 - создавайте новую культуру охраны труда.

Охрана труда должна стать частью корпоративной культуры организации (предприятия), для ее внедрения должен выполняться ряд необходимых требований, включающих наличие трудоохранной политики, приоритетность решения задач, направленных на обеспечение профессиональной безопасности, и др.

Принцип 2 - введите в практику обязательное непрерывное обучение кадров в области охраны труда; поощряйте стремление к образованию и совершенствованию.

Важнейшими факторами безопасности должны стать профессиональная компетентность и профессиональное соответствие работников требованиям выполняемых функций. Переход на новые модели управления требует подготовки специалистов в области системного риск-менеджмента, аудита, разработки инновационных систем управления охраной труда и организационных стандартов.

Принцип 3 - обучайте лидерству и приверженности руководителей вопросам охраны труда.

Приверженность сотрудников принципам охраны труда - основная составляющая результативного управления, а высшее руководство должно считать и подтверждать своими действиями, что безопасность имеет не меньшее значение, чем бизнес-деятельность.

Принцип 4 - изгоняйте страхи; разработайте программу морального и материального поощрения работников.

Важным принципом в управлении безопасностью является мотивация работников. Новые трудовые отношения невозможно создать без отказа от приоритета наказаний за любые ошибки персонала. Страх, связанный с неизбежностью наказания, снижает эффективность работы коллектива, производительность труда и создает предпосылки для неадекватных действий, тем самым увеличивает риск травмоопасных и аварийных происшествий. Поэтому на смену репрессивным действиям должны прийти мотивационные факторы регулирования.

Принцип 5 - разрушайте барьеры между подразделениями и людьми, в них работающими.

Отсутствие административных барьеров между руководством подразделений и людьми, в них работающими, между топ-менеджментом и менеджментом характеризует высокую культуру отношений в коллективе. Это позволяет формировать команду и коллегиально решать проблемы обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла предприятия. В настоящее время административная система менеджмента является базисом, на котором впоследствии строятся системы управления качеством, безопасностью, экологией, социальной ответственностью. Западные компании уделяют этому вопросу внимание на протяжении последних 50 лет.

Принцип 6 - дайте работникам возможность гордиться своим трудом и его результатами.

Важно создать на предприятии хороший социальный климат доверия, партнёрства и взаимного уважения как по вертикали, так и по горизонтали.

Принцип 7 - переходите от контроля за обеспечением безопасностью к управлению безопасностью.

Переход к управлению безопасностью осуществляется на основе анализа и оценки рисков, упрвления ими. На уровне предприятий акцент делается на организационной культуре, повышении ответственности персонала за конечные результаты.

Принцип 8 - определите роли, ответственность и полномочия в области обеспечения безопасности каждого работника.

Важно равнозначно распределить ответственность и полномочия среди должностных лиц, обеспечить эффективное взаимодействие среди руководителей и подразделений, которые они возглавляют. При этом высшее руководство несет ответственность за разработку и реализацию провозглашенной политики, обеспечивает контроль за соблюдением законодательных норм; руководители среднего звена несут ответственность за организацию и обеспечение безопасности работ и процессов, обеспечивают контроль за действиями персонала, соответствием их нормам безопасности.

Принцип 9 - управляйте изменениями.

Управление изменениями предусматривает выработку концептуальных мер по совершенствованию охраны труда, порядок реализации инновационных решений, распределение ответственности за выполнение этой процедуры.

Принцип 10 - доведите до всех работников организации политику руководства в области охраны труда.

Политика организации (предприятия) в области охраны труда должна соответствовать характеру и масштабам рисков, увязываться с целями и миссией организации, включать в себя обязательства принятые и подписанные высшим руководителем; она должна активно пропагандироваться в качестве основного документа и постоянно совершенствоваться.

Принцип 11 - введите в практику регулярное проведение поведенческого аудита безопасности.

В этой связи важная роль принадлежит так называемому поведенческому аудиту, т.е. оценке безопасного поведения работников. Он направлен на определение, обнаружение и исключение отклонений, вызванных несоответствующим и(или) опасным поведением персонала. В то же время поведенческий аудит не исключает других видов и форм контроля.

Принцип 12 - введите приоритет, по которому закупки оборудования и средств индивидуальной защиты определяются их функциональными свойствами, а не ценой.

При принятии решения о закупке оборудования и средств индивидуальной защиты следует исходить из приоритета, что главным являются не цена, а их функциональные свойства - способность обеспечить безопасность.

Принцип 13 - улучшайте каждую процедуру обеспечения безопасности.

В организации должен быть чётко определен и документально регламентирован порядок осуществления процедур, обеспечивающих безопасность: идентификация опасностей, оценка рисков, управление аварийными ситуациями, организация информирования.

Принцип 14 - постоянно ставьте цели и добивайтесь их.

Определение целей и задач должно осуществляться при разработке политики, предшествовать принятию управленческих и инновационных решений; выполнение их должно обеспечиваться постоянным контролем.

Принцип 15 - определяйте методы оценки результативности работы в области охраны труда.

Система измерений результативности трудоохранной деятельности включает в себя установку показателей и критериев исполнения законодательных норм, уровня производственного травматизма, эффективности отдельных процессов.

Принцип 16 - организуйте регулярное проведение дней безопасности труда.

Проведение различных компаний, пропагандирующих охрану труда, способы безопасного производства работ и процессов - должны стать необходимыми условиями формирования соответствующей идеологии.

Принцип 17 - откажитесь от пустых лозунгов, призывов по охране труда.

Достижение в области обеспечения безопасности должны быть последовательными, исходящими из достигнутого уровня безопасности, ориентированными на четко запланированные мероприятия и обозначенные цели, а средства пропаганды должны быть информационно насыщенными.

Принцип 18 - переходите на интегрированное управление охраной труда, экологической и промышленной безопасностью.

Переход на интегрированное управление позволит значительно экономить финансовые средства, сократить сроки разработки и внедрения систем управления, упростить процессы управления документацией.


Резюме:

Использование приведенных принципов при проектировании и внедрении СУОТП позволяет привести в соответствие исходные подходы к организации охраны труда с принятыми в международной системе менеджмента качества и, таким образом, гармонизировать разрабатываемые на производственном уровне регламенты с международными стандартами управления в области менеджмента безопасности и гигиены труда (охрана труда).