Системность подхода предусматривается также политикой, которая реализуется путём принятия соответствующих управленческих решений, осуществления взаимосвязанных непрерывных мер и действий, направленных на обеспечение безопасности человека в процессе выполнения трудовых обязанностей.
Поэтому при проектировании системы управления необходимо исходить из следующих условий:
При процессном (процессно-ориентированном) подходе трудоохранная деятельность рассматривается как совокупность взаимосвязанных управленческих и производственных процессов, ориентированных на достижение заданных или желаемых целей как в области непосредственно охраны труда, так и в общей (корпоративной) бизнес-деятельности.
Ситуационный подход. Ситуационный (иногда его называют проблемный, проблемно-ориентированный) подход является логическим продолжением системного, который основывается на выявлении проблемных ситуаций, исследовании причин и источиков их возникновения, установлении объектов, на которые могут (должны) быть направлены управленческие воздействия с целью их разрешения. Таким образом, ситуационный подход предполагает, что характер управления определяется конкретной ситуацией.
Наряду с этим ситуационный подход не отвергает других подходов и школ управления; в нём сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Исходя из этого, ситуационный подход, или, как еще его часто называют «ситуационное мышление», считают в настоящее время наилучшим способом сделать управление эффективным.
Целевой метод. Или управление по целям, (Рис.5) относится к стратегическим методам управления и предполагает целевую направленность осуществляемых мер и действий, который позволяет увязать индивидуальные и коллективные интересы, направить их на выполнение основных задач; по этим причинам в совокупности с процессным подходом может стать эффективным средством решения трудоохранных проблем.
Рис. 5. Элементы системы целевого управления
Таким образом, учитывая большое количество и разнообразие концепций менеджмента, каждая из которых на момент возникновения считалась наилучшей, многообразие факторов и обстоятельств как на самом предприятии, так и в окружающей среде, влияющих на охрану труда, ученые пришли к выводу, что универсальной теории управления не существует, также как не существует единого «лучшего» способа управлять самим эффективным методом.
Каждой организации в зависимости от характера управляемой производственной деятельности, специфических особенностей, сложившихся на предприятии традиций, может применяться тот или иной метод или их комбинация.
Как категория управления, охрана труда является сложной социально-производственной системой, в состав которой входят человек (как субъект и объект управления, фактор и объект риска) - производственная среда - социальная среда - условия труда (рабочее место). Это система, на которую воздействует множество не связанных между собой факторов случайного и непредсказуемого характера.
В этих условиях становится актуальной задача обеспечения устойчивого функционирования системы.
В системе управления охраной труда предприятия можно выделить три иерархических уровня: (Рис.6)
Рис. 6. Иерархическая схема управления охраной труда на предприятии
Исходя из общих принципов построения иерархических систем, для каждого из этих уровней необходимо конкретизировать методы и цели управления охраной труда.
Все эти функции, меры и решения реализуются через определенные должностные и рабочие обязанности, которые возлагаются нормативными актами на соответствующие категории работников: на должностных лиц - должностными инструкциями; на рабочий (исполнительский) персонал - производственными инструкциями и инструкциями по охране труда по профессиям, видам работ, по безопасной эксплуатации оборудования.
Необходимыми условиями эффективного функционирования системного менеджмента конкретной организации охраны труда на предприятии являются: