В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Субъекты, объекты, функции управления охраной труда

Субъекты, объекты, функции управления

Органы (субъекты) управления охраной труда призваны материализовать цели и задачи управления, используя для этого соответствующие методы и механизмы.


Главными органами (субъектами) управления являются руководитель предприятия (начальник, директор, управляющий), его заместители и помощники по заведованиям. В функциональных отделах (службах), производственных и структурных подразделениях, на конкретных участках, в качестве субъектов управления выступают руководители соответствующих отделов (служб), подразделений и руководители конкретных (перегрузочных, ремонтных, строительных, судовых) работ и терминальных комплексов, другие организаторы и производители работ.


В качестве объекта управления различные авторы называют непосредственно условия труда, деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и безвредных условий на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, риски повреждения здоровья работников предприятия вследствие воздействия на них опасностей, создаваемых производственными процессами и оборудованием.


По-видимому, правильно будет, если рассматривать в качестве объектов управления все слагаемые, формирующие охрану труда, и, в первую очередь, деятельность человека или трудового коллектива, как поддающиеся управлению, а человек и коллектив (персонал), кроме того, ещё и обучению. То-есть, главным объектом управления, безусловно, является человек, а также риски, связанные с его деятельностью и неадекватными действиями.


Функции управления. Инициирующие воздействия органа управления на управляемые объекты осуществляются посредством реализации определенных функций, направленных на решение конкретных задач, вытекающих из анализа поступающей информации о состоянии охраны труда на рабочих местах, производственных участках и в цехах, в целом на предприятии.


Решение задач обеспечения профессиональной безопасности, достижение целей СУОТ в рамках функционального подхода реализуется выполнением более, чем 20-ти функций, вытекающих из требований соответствующих статей Закона Об охране труда и других НПА.


При этом различают:

  1. общие управленческие функции, определяющие состояние и развитие системы;
  2. специальные общеорганизационные функции, обеспечивающие организацию воздействия на отдельные факторы функционирования производства;
  3. вспомогательные функции, обеспечивающие обслуживание процессов общего и специального управления.

Распределение функций управления между субъектами управления является специфическим для каждого конкретного предприятия. Оно зависит от масштабов и характера производства, состава подразделений и других особенностей.


При процессном подходе многие функции могут быть представлены соответствующими процессами. Но в любом случае (при функциональном, процессном или процессно-функциональном подходах) такие категории как организация и координация работы, прогнозирование и планирование, учёт, оценка, анализ состояния ОТ и функционирования СУОТ, управление персоналом и мотивационное регулирование, осуществление контрольно-надзорной деятельности и ряд других должны найти отражение в СУОТ в виде общих, специальных или вспомогательных функций либо в виде основных, управленческих или поддерживающих процессов (подпроцессов, субпроцессов).

Методы управления

Методы управления характеризуется совокупностью целенаправленных воздействий органов (субъектов) управления на объекты управления с целью решения поставленных задач.


Управляющие воздействия (регулирование) с целью реализации принятых решений по отдельным процессам, задачам и функциям управления охраной труда могут осуществляться при помощи следующих мер:

  1. административных (организационно-распорядительных);
  2. мотивационных (экономические, моральные, материальные и др. стимулы);
  3. социально-психологических; -комбинированных.

Выбор того или иного метода зависит от решаемых задач.


При осуществлении трудоохранной деятельности в целом и организации производства работ следует исходить из того, что исходными предпосылками производственного травматизма являются:

  1. объективное и реальное наличие на рабочих местах опасных и вредных условий труда, обусловленные физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими, производственными факторами нередко превышающими установленные значения;
  2. преднамеренные или непреднамеренные и во многом непредсказуемые опасные действия исполнительского и организующего персонала, которые создают дополнительный, повышенный риск травмирования работников.

Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что система управления безопасностью уже не может обойтись без учета социально-психологических факторов. Социально-психологические методы в рамках функции управления персоналом, направленные на решение задач, связанных с созданием в коллективах бригад, цехов предприятия хорошего морально-психологического климата, на формирование у каждого работника чувства высокой ответственности за соблюдение трудовой и технологической дисциплины, культуры производства, являются необходимыми условиями снижения производственного травматизма, а функция управления персоналом относится к числу наиболее важных. Организационные, психологические, мотивационные методы позволяют через систему управления людьми достичь безопасности технологических и трудовых процессов, эксплуатации производственного оборудования.


Таким образом, человек в охране труда является главным действующим лицом, а его личностные и психофизиологические особенности относятся к наиболее значимым элементам системы и играют важнейшую роль в формировании предпосылок для безопасного или, наоборот, опасного производства работ.


От того, насколько адекватны действия работников технологическим регламентам, другим нормативным требованиям, насколько надёжным является «этот элемент» (имеется в виду человек), настолько надёжно будет функционировать вся система.


Несоблюдение технологической и трудовой дисциплины, нарушение установленных норм и правил, несоответствие профессиональных, психологических и личностных качеств характеру выполняемой работы -вот тот состав субъективных факторов, который подлежит регулированию и управлению.


В этой связи особое внимание в системе управления должно быть уделено механизму мотивационного регулирования трудоохранной деятельности.


Система должна предусматривать достаточно простой, практически приемлемый, но эффективный метод и показатели, на основании которых производится поощрение и наказание соответственно за положительные результаты работы и за наличие несчастных случаев или профзаболеваний.


В последнее время специалистами уделяется большое внимание методу управления на основе риск-анализа. Как утверждается, анализ риска должен стать частью системного подхода к планированию и реализации практических мер по предупреждению или уменьшению производственной опасности. Т.е. основным критерием эффективности работы по управлению безопасностью должна стать фактическая величина риска, которому подвергаются работники на своих рабочих местах.


Эта величина должна постоянно оцениваться и сопоставляться с нормативно-допустимым уровнем. Процесс практического применения анализа риска включает три составляющих (фазы) действий: выявление -оценка величины - противодействие опасности.


В плане общих рекомендаций можно принять утверждение, что основные акценты должны быть расставлены на тех рисках, которые представляют наибольшую опасность. Риски, которые могут приводить к серьезным последствиям, хотя и не часто, должны рассматриваться как приоритетные по сравнению с рисками, которые приводят к незначительному ущербу. Тем не менее, их нельзя игнорировать. Одним из источников получения информации о рисках является анализ выявляемых нарушений требований безопасности исполнительским персоналом.


При проектировании СУ следует регламентировать также управленческие и организационные меры, снижающие негативное влияние трудовой деятельности на окружающую природную среду, а также действия персонала предприятия, функционирующего как в штатном режиме, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.


Наконец, на предприятии должна действовать не только система управления охраной труда, но и система анализа эффективности ее функционирования.


Необходимым условием успешного функционирования любой системы является получение обратной информации о ее состоянии и эффективности принимаемых решений.


Это может быть сделано только на основе осуществления постоянно действующего мониторинга, анализа и оценки показателей (диагностики), сравнения их с заданными или базовыми значениями. При выборе критериев следует исходить не только с точки зрения количественного проявления и количественной характеристики системы, но и с позиции социальной и экономической значимости последствий травматизма (профессиональных заболеваний).