В начало разделаОхрана труда для служб и руководителей → Модели управления охраной труда на предприятии

Надёжность и Безопасность - как составляющие системного менеджмента

Надежность

В общем случае под надежностью мы будем понимать способность элемента, звена, системы в целом выполнять свои функции безотказно на протяжении определенного (заданного) времени. На первый взгляд это понятие относится только к техническим системам.


Между тем, есть все основания говорить и о надежности социально-производственных (эргатических) систем, в состав которых входят не только технические средства, но и человек.


Под надежностью предприятия следует подразумевать стабильность функционирования, перспективы развития, его безопасность, защищенность и устойчивость от воздействия различных факторов производственного и непроизводственного характера, влияния коньюктурных рыночных влияний.


Поэтому будем говорить, что предприятие - как система должно быть или является надежным, если на протяжении длительного времени оно функционирует устойчиво, безотказно, безопасно, без ошибок, нарушений, с высоким качеством, если отсутствуют несчастные случаи, аварийные происшествия и другие инциденты и наоборот: каждый несчастный случай, профессиональное заболевание, аварию следует рассматривать как отказ системы. Таким образом, в понятиях охраны труда НАДЕЖНО - ЗНАЧИТ - БЕЗОПАСНО.


Охрана труда относится к одной из сложных категорий управления и многофакторных систем рисков, связанных с трудовой деятельностью человека. Это обусловлено тем, что на систему, с одной стороны, воздействуют множество не связанных между собой производственных и непроизводственных факторов случайного, непредсказуемого характера, а с другой - прослеживается связь последствий с предшествующими событиями.


Поэтому обеспечить устойчивое, надежное функционирование системы - задача достаточно сложная.


Как любая другая система, охрана труда, в которой действуют случайные факторы, может характеризоваться только с вероятностных позиций, где основными закономерностями могут быть только статистические, а характеристикой служат такие показатели, как частота, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы. Это всецело относится к таким категориям как надежность, безотказность, качество.


Структурно и по алгоритму действий охрану труда как систему можно представить в виде блоков с различным сочетанием ключевых звеньев: человек - техника - технология - условия труда (Таблица 5).


Таблица 5. Человек - техника - технология - условия труда

Блок

Ключевые звенья

Управление

Персонал (топ-менеджеры)

Организация

Персонал (менеджеры)

Исполнение

Персонал (исполнительский)

Техника,

Технология,

Условия труда


Надежность каждого из этих звеньев неодинакова и зависит от различных обстоятельств. Например, для техники - это состояние технических средств и порядок их эксплуатации, для технологии - это соответствие ее требованиям безопасности, для человека - это его идеология, профессиональная подготовленность, личностные и психофизиологические качества.


Учитывая это, вопрос заключается в том, чтобы установить, какое из них наиболее слабое (менее надежное) звено в общем процессе, на которое должны быть направлены меры и действия, которые могли бы повысить его надежность ?


По-видимому, судить об этом можно было бы, если обратиться к статистике травматизма.


Мировая статистика фиксирует тот факт, что по организационным причинам, т.е. обусловленных неадекватными (опасными) действиями работников, в том числе самих пострадавших, партнеров по работе, организаторов производств, ежегодно происходит примерно 80 % несчастных случаев.


По ряду других источников известно, что по организационным причинам и из-за неправильных (опасных) действий человека происходит от 30 до 80 % несчастных случаев.


По экспертным оценкам на долю ошибок людей, деятельность которых непосредственно сопряжена с повышенным риском, приходится около 90 % произошедших трагедий, а оставшиеся приблизительно 10 % - приходится на долю научных, конструкторских, инженерных и управленческих ошибок.


Следовательно, самым слабым, т.е. наименее надежным, а значит наиболее опасным звеном в организационно-исполнительской цепи производственного процесса является ЧЕЛОВЕК и его действия или бездействие.


В этой связи уместно вспомнить изречение: «компьютеры ненадежны, но люди еще ненадежнее». И далее. «Любая система, зависящая от человеческой ненадежности, ненадежна». Поэтому ключевым направлением в многоцелевой программе трудоохранной деятельности должно быть повышение его профессиональной компетентности, ответственности, дисциплины, формирование идеологии, которые позволили бы минимизировать его влияние как риск - фактора.


Вот на повышение надежности именно этого звена и должны быть направлены организационные формы и методы работы менеджмента предприятия: обучение, воспитание, пропаганда, стимулирование.


Для других, конкретных условий, в которых функционирует система, слабым звеном может быть техника, технология, условия труда и т.д. Это может быть установлено путем проведения соответствующих исследований и анализа.


В зависимости от этого на предприятии должна разрабатываться соответствующая программа целевых действий, направленная на повышение надежности (безопасности) каждого звена и системы в целом.


Как это было показано ранее, наиболее слабым звеном в организационно-исполнительской цепи является человек. В то же время в охране труда человек не только наиболее слабое (наименее надежное) звено, но и наиболее многочисленное.


В случае, если в технологическом процессе участвует большое количество исполнителей, общая надежность системы резко уменьшается и может достигнуть низких значений, даже при условии, что индивидуальная надежность каждого исполнителя будет достаточно высокой величиной. Иными словами надежность определенной социально-производственной системы во многом зависит от надежности входящих в нее работников.


Тогда возникает очередной вопрос, можно ли создать надежно функционирующую (высоконадежную) систему из множества ненадежных элементов (звеньев)?


В технике такое повышение надежности достигается с помощью, так называемого, параллельного дублирования (резервирования). Однако, можно ли принцип повышения надежности технических систем перенести на системы, в которых основную функциональную роль играет человек ?


Представляется, что некоторые принципы могут быть использованы. На большинстве предприятий основным производственным формированием является трудовой коллектив в виде бригады, возглавляет которую бригадир. Состав бригады как по выполняемым функциям, уровню квалификации и по качеству членов может быть самым различным. Однако, независимо от этого бригада - именно то звено, которое является одновременно носителем (фактором) и объектом риска. От надежности именно этого звена в первую очередь зависит надежность функционирования всей системы в целом.


В этом случае немаловажная роль принадлежит бригадиру: от него зависит уровень организации труда, дисциплина в коллективе, взаимоотношения внутри бригады и с менеджментом предприятия. В то же время мы знаем из практики, что бригадир, не являясь должностным лицом, крайне редко привлекается к ответственности за проступки, совершенные кем-либо из членов бригады, в том числе за нарушение норм и правил безопасности, за произошедшие несчастные случаи.

Первое условие соблюдения техники безопасности

Тогда, первое, что необходимо сделать, это повысить статус и ответственность бригадира за соблюдение, как ранее говорили техники безопасности, каждым ее членом. А чтобы под этим была определенная, не только правовая, но и профессиональная база, бригадира нужно не просто назначать волевым порядком (или избирать), а предварительно его обучить по соответствующей программе, провести проверку знаний, вручить сертификат и только после этого такой специалист (по рабочей профессии) имеет право быть назначенным бригадиром, неся при этом всю полноту ответственности за состояние дел в бригаде.


Это связано с тем, что сегодня от бригадира требуется очень многое, а для этого он должен знать технологию работ, владеть основами управления, психологии, экономики, иметь высокую профессиональную подготовку, обладать организационными способностями, а также владеть такими личными качествами как принципиальность, требовательность к себе и другим, контактность и т.д.