К числу важнейших мер в рамках целостной системы обеспечения производственной (профессиональной) безопасности работников в процессе трудовой деятельности относятся организация охраны труда на предприятии в целом и организация безопасного производства работ непосредственно на рабочих местах и участках, в частности.
Это является также одним из необходимых условий процессов внедрения и управления - как составляющей всех типовых моделей систем менеджмента гигиены и безопасности труда, государственных и международных стандартов и рекомендаций: ДСТУ - П OHSAS 18001:2006, OHSAS 18001:2007, ILO OSH 2001, ДСТУ, ГОСТ 12.0.230 - 2008.
По своему содержанию организация охраны труда включает широкий спектр самых различных мер, вполне конкретных действий и процедур, направленных на создание условий для безопасного производства работ, выполнение установленных норм и правил, а в конечном итоге, на сохранение жизни и здоровья человека при выполнении им трудовых обязанностей.
Задача организации, координации и регулирования работы по охране труда заключается в создании соответствующей структуры, формировании органов управления и механизмов, реализующих основные положения концепции системы, определении порядка взаимодействия между всеми уровнями и субъектами управления, разграничении и интеграции функций служб, отделов и подразделений, установлении прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, порядка принятия концептуальных, управленческих, инженерных решений и их реализации с целью обеспечения эффективности функционирования предприятия в области трудоохранной деятельности.
Организация трудоохранных процессов предусматривает также реализацию задач, направленных на обеспечение безопасного функционирования технических и транспортно-технологических средств, энергетического оборудования, зданий и сооружений, подбор и подготовку кадров и т.д.
С точки зрения эффективного функционирования системы управления важное значение имеет распределение обязанностей, прав и ответственности между различными службами.
Хорошо продуманная организационная структура помогает уяснить социальную роль каждого члена коллектива или подразделения, т.е. определить, что ждёт от них предприятие, исходя из корпоративных целей. Организация должна предусматривать участие и сотрудничество всех служб, должностных лиц, общественных институтов и лиц рабочего персонала в решении вопросов безопасности труда. Руководители служб, отделов, структурно-функциональных подразделений должны иметь конкретные целевые полномочия в рамках решения задач профилактики несчастных случаев, а их роль, права и обязанности должны быть четко отражены в положениях этих подразделений и в должностных инструкциях.
Таким образом, комплекс организационных мер и действий является тем механизмом, который обеспечивает достижение совокупности установленных целей менеджмента охраны труда, а организационная структура отражает все детали межфункциональных отношений и информационных потоков между службами и подразделениями, что должно подтверждаться соответствующими внутренними нормативными документами, действующими в рамках предприятия.
Такими регулирующими документами могут быть положения, стандарты организации (предприятия), инструкции, организационные карты, матричные таблицы, которые определяют взаимосвязи, соподчиненность подразделений и отдельных должностных лиц по решению вопросов, связанных с созданием безопасных и безвредных условий.
В этих документах должны быть четко определены обязанности и ответственность за:
Ответственные лица обязаны знать и обеспечивать строгое соблюдение трудового и трудоохранного законодательства, знать перечень работ с повышенной опасностью на своих участках, организовывать проведение всех видов инструктажей, обучение подчиненных им работников безопасным методам и приемам работы, следить за соблюдением ими правил и инструкций.
Общая ответственность за состояние охраны труда, соблюдение законодательных положений лежит на руководителе предприятия, а также соответственно возлагается на руководителей подразделений, комплексов, цехов, участков, служб и отделов.
Необходимым условием эффективной организации является наличие специального органа (службы), который формирует и координирует горизонтальные (межфункциональные) и вертикальные (линейные) связи, относящиеся к решению вопросов обеспечения БТ.
Таким органом на предприятии является служба (отдел) охраны труда, реализующая концептуальную политику в области создания нормативных условий на рабочих местах и участках, осуществляющая прогнозирование риска и деятельность по профилактике несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, интеграции деятельности других служб предприятия и их ориентации на достижение конечной цели.
Руководитель службы охраны труда должен иметь полномочия во всем диапазоне работ в соответствии с целевыми задачами. Конкретное выражение целевых функций предусматривает, что служба охраны труда имеет право решать, что, когда и где должно делаться по обеспечению безопасности труда, а руководители (исполнители) других служб и подразделений должны определять, кем и как это должно осуществляться.
Организация работы по обеспечению безопасности труда в большинстве случаев может выстраиваться исходя из трехуровневой схемы управления:
Исходя из этого и руководствуясь требованиями Закона, нужно установить основные целевые задачи и обозначить конкретные функции служб и подразделений, а также обязанности должностных лиц в области обеспечения охраны труда.
Как указывалось ранее, можно выделить три основных направления, по которым должна осуществляться организационная деятельность [Рис. 15-18]:
Рис. 15. Иерархическая структура организационных действий на производственном уровне
Рис. 16. Ключевые элементы эффективной организации управления охраной труда
Рис. 17. Ключевые элементы эффективного организационного обеспечения безопасности труда
Рис. 18. Ключевые элементы организационного обеспечения безопасности производства работ и процессов
Организация управления охраной труда (УОТ) базируется на использовании основных принципов и положений теории управления, а также реализации известных общеуправленческих функций, таких как прогноз и планирование, организация и координация работы, анализ и оценка состояния ОТ, контроль за функционированием системы.
Общеорганизационное обеспечение предусматривает реализацию так называемых специальных функций управления и направлено на создание общей инфраструктуры организационных мер и действий.
Организация безопасного производства работ и процессов направлена на создание условий, соответствующих или, по крайней мере, приближенных к нормативным требованиям, снижение негативного влияния на человека факторов опасности, на принятие других мер, обеспечивающих соблюдение персоналом установленных правил.
Общеорганизационное обеспечение охраны труда на предприятии должно включать:
В инфраструктуру мер общеорганизационного характера, обеспечивающих решение целевых задач, кроме обозначенных ранее, также входят: обучение и профессиональный отбор, информационное и нормативно-правовое обеспечение, технологическая подготовка производства, расследование и анализ несчастных случаев и профзаболеваний, оценка и создание оптимальных условий труда, поддержание в технически исправном (безопасном) состоянии транспортно-технологических средств, энергетического оборудования, гидротехнических и инженерных сооружений, организация их безопасной эксплуатации, обеспечение безопасности движения транспортных средств и пешеходов, материально-техническое снабжение, ряд других категорий и действий, характерных для конкретного предприятия.
При формировании общеорганизационной структуры управления должны быть установлены состав служб и подразделений, участвующих в управлении и организации производства, порядок распределения функций и координации их деятельности, при этом при установлении порядка координации деятельности указывается служба (подразделение) или должностное лицо, на которое возлагается координация (как правило, это служба охраны труда), а также информационные связи этой службы (должностного лица) с другими службами и подразделениями (должностными лицами) предприятия.