Общую координацию работы по организации Системы контроля на предприятии осуществляет служба охраны труда.
В целом система контроля должна формироваться на основе определенных унифицированных принципов и концептуальных подходов, некоторые (основные) из них приведены ниже.
Исходя из практического опыта организации и проведения контрольной деятельности, сведений содержащихся в специальной литературе, к числу таких основополагающих принципов можно отнести следующие:
При этом, чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за ходом выполнения работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях.
Непрерывность контроля реализуется в виде соответствующих графиков:
Примером предупредительного контроля является диагностика технического состояния технологического оборудования и механизмов, инвентаря, оснастки, наличия и состояния средств индивидуальной защиты, первичный и периодический медицинский контроль работников на предмет профессиональной пригодности и т.д.:
В то же время успешность контроля определяется не только самими действиями (наблюдения, обходы, совещания), это техническая сторона вопроса, но и результатами этих действий, т.е. мерами, предпринятыми после завершения контроля и быстродействием системы.
Контроль - как функция управления. Является одной из классических функций в теории и практике управления. Применительно к охране труда этот вид контроля предусматривает действия, направленные на установление, в какой степени трудоохранные процессы соответствуют принятым управленческим решениям, законодательным нормам, стандартам, правилам и другим нормативно-правовым актам, в какие сроки и насколько результативно реализуются управленческие решения, провозглашённая политика, как функционирует Система Управления и осуществляется организационно-распорядительная деятельность и т.д.
Являясь одним из источников информации о состоянии охраны труда, контроль позволяет обеспечить постоянное наблюдение (мониторинг) за изменениями и отклонениями в функционировании Системы и своевременное принятие корректирующих, исправляющих и предупреждающих мер. По этим причинам этот вид контроля выступает одним из главных инструментов выработки стратегии и тактической политики, принятия оперативных решений, обеспечивающих достижение намеченных целей. Без этого вида контроля не могут быть реализованы в полной мере другие функции и процессы управления: планирование, организация, руководство, мотивационное регулирование.
Как правило, контроль начинается с получения осведомляющей (первичной) информации о действительном состоянии объекта управления, сопоставления первичной информации с заранее установленными требованиями, нормами, критериями (нормативной информацией) для установления соответствия или несоответствия фактических данных требуемым (ожидаемым) и заканчивается принятием решений для достижения запланированной цели.
Эта функция осуществляется на уровне управления непосредственно управленческим персоналом: лицами и службами, наделёнными этими полномочиями (в трудоохранной деятельности - это в основном - служба охраны труда) на основе получения обратной информации о выполнении принятых управленческих решений и целевых задач, а также об эффективности функционирования в целом системы управления.
Поскольку контроль является функцией управления и определённой деятельностью, то он сам тоже должен контролироваться; по этой причине необходимо установить контроль за строгим и чётким функционированием самой системы контроля. Необходимо оперативное и строгое реагирование на нарушения не только правил безопасности, но и на неисполнение тех положений, которые предусмотрены системой контроля и управления.
Задача состоит в том, чтобы заставить работать эффективно всю систему мониторинга за исполнением организационно-распорядительной документации (ОРД): приказы, предписания, мероприятия, стандарты предприятия, другие документы, действующие в рамках СУОТ.
Контроль за производством работ и процессов. Это по сути мониторинг производственных процессов и действий исполнительского персонала на соответствие установленным требованиям (безопасности), соблюдения технологической дисциплины, правил безопасного функционирования технических систем (оборудования, механизмов, других средств производства), цель которого - предупредить возможные последствия неадекватных действий со стороны персонала, предотвратить нарушения им законодательных и других нормативных требований трудовой, технологической и исполнительской дисциплины, не дать им возможности реализоваться в несчастный случай или аварийное происшествие. Это исходный основополагающий тезис этого вида контрольной деятельности.
Он осуществляется в соответствии с принятой на предприятии системой по различным направлениям: служба главного механика - эксплуатация транспортно-технологического оборудования, грузоподъёмных механизмов и т.д.; служба главного энергетика - эксплуатация энергетических систем и других объектов повышенной опасности (котлы, сосуды, работающие под давлением, газовое хозяйство и др.); служба главного технолога - технологическое обеспечение и технологическая дисциплина. В функции службы охраны труда - входит общий контроль за организацией работ и процессов, действиями персонала с одновременной координацией работы всех других надзорных служб.
Из этого перечня только мониторинг действий персонала можно с некоторым допущением квалифицировать как «поведенческий» аудит, потому что результатом и целью контроля является выявление наряду с другими несоответствий в действиях персонала, принятие необходимых корректирующих и предупреждающих действий по кругу обозначенных выше направлений и как следствие - привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения (несоответствия), что исключается при проведении аудита.
В зависимости от того, на каком этапе осуществляется мониторинг процессов, различают контроль:
Конечно, очевидно, самым эффективным является контроль на протяжении всего технологического процесса, однако он самый трудоёмкий и дорогостоящий, особенно если процесс сложный, растянут в пространстве и времени. Что значит контролировать непрерывно соблюдение всех технологических операций, норм, стандартов ? Возможно, но не всегда целесообразно. Контролироваться должны ключевые операции, процессы, показатели, действия.
Поэтому в практике контроля как надзора за производством работ и процессов, он осуществляется:
Кроме того, он осуществляется на различных временных интервалах (ежесменно, ежемесячно, ежеквартально) и уровнях управления: на управленческом, организационном, исполнительском.
Кто должен осуществлять надзор ? Это должны делать те, кто заинтересован в результате и кто может повлиять на его достижение. В первую очередь, это непосредственные исполнители, организаторы (производители) работ и их руководители.