Уполномоченными трудовых коллективов (наёмных работников), профсоюзными и др. общественными организациями может осуществляться общественный контроль.
Планирование контрольно-инспекционных мероприятий, методическое руководство, контроль за соблюдением сроков проведения контрольной деятельности, правильным оформлением результатов в своевременным выполнением мероприятий по устранению отмеченных нарушений, обобщение, анализ и оценку результатов контроля в целом по предприятию, организацию обсуждения осуществляет служба охраны труда предприятия.
Аудит. Необходимость проведения аудита обусловлена соответствующей статьёй действующего Закона «Об охране труда».
В соответствии с ДСТУ ISO 19011:2003 (ISO 19011:2002, IDT) аудит -это «систематичний, независимый и задокументированый процес получения доказательств аудита и объетивной их оценки с целью определения степени выполнения критериев аудита".
В свободном изложении по своему назначению и содержанию аудит -это документально оформленный процесс проверки, устанавливающий соответствие функционирования объекта или определённой деятельности (в данном случае в области охраны труда) требованиям, предусмотренным нормативно-правовыми Актами или внутренними регламентами предприятия.
Основополагающие цели и задачи аудита состоят в том, чтобы:
В процессе поведенческого аудита внимание, в первую очередь, обращается на поведение работников на рабочих местах, на соблюдение требований безопасного производства работ. При выявлении опасного поведения аудитор и работник пытаются совместно определить причины такого поведения и возможности безопасного выполнения конкретных работ. Задача состоит в том, чтобы дать возможность работнику участвовать в выявлении и предупреждении опасных действий, а также устранить опасные факторы на рабочих местах.
Принципиальное отличие аудита от системы контроля, который осуществляется с целью управления процессом(ами), заключается в том, что он направлен на выявление проблем и устранение причин их возникновения, не на поиск конкретных нарушителей за выявленные несоответствия, а на оценку качества и результативности функционирования Системы управления. Или иначе - это анализ, позволяющий установить наличие Системы управления, соответствие деятельности и результатов (в области качества, профессиональной, промышленной или экологической безопасности) запланированным мероприятиям и их соответствие поставленным целям.
По сути это переход от репрессивного к рациональному менеджменту. Аудит позволяет указать на слабые места в Системе, тем самым создать основу для корректирующих и улучшающих действий. Он осуществляется аудиторами - специалистами в соответствующей области по принятым правилам и процедурам. Порядок его проведения на предприятии должен быть регламентирован соответствующим положением (стандартом).
Обязательным условием для проведения аудита является наличие самой Системы и относящейся к ней документации.
Таким образом, основное назначение аудита состоит в определении необходимости проведения корректирующих или предупреждающих действий по результатам выявленных несоответствий. Результаты, полученные при проведении аудита, служат основанием для оценки состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда на предприятии, для выработки управленческих решений, корректировки политики в области охраны труда и её совершенствования, а также базой для представления СУОТ к внешнему аудиту (аудиту второй стороной, аудиту третьей стороной) и возможности последующей сертификации систем управления профессиональной (охрана труда), промышленной и экологической безопасностью в рамках единой Интегрированной Системы.
В зависимости от целевой направленности, от того, кем проводится аудит, различают аудит адекватности и аудит соответствия, внутренний и внешний аудиты.
Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям действующего на предприятии стандарта или иным нормативным требованиям. Аудит соответствия показывает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются.
Внутренний аудит или «аудит первой стороной», является первым этапом в процедурах проверки и осуществляется специалистами (аудиторами) самого предприятия; в этом случае он носит характер самоаудита или диагностического самооценивания (Self-Assesment).
Диагностическое самооценивание в совокупности с бенчмаркингом (сравнения с другими) является инструментом совершенствования, улучшения системы или отдельных процессов.
Внешний аудит («аудит второй стороной» и «аудит третьей стороной») проводится независимыми специалистами сторонних организаций, имеющих на это право, или по желанию (заказу) самого предприятия. Аудит третьей стороной проводится внешней независимой организацией, результаты которого служат обычно основанием для последующей сертификации в целом предприятия, отдельных систем или процессов на соответствие, как правило, требованиям международных стандартов в области качества, экоменеджмента, профессиональной или промышленной безопасности.
По периодичности проверок аудит может быть:
Аудит может осуществляться по самому широкому кругу вопросов и сфер деятельности, включающих производственные и управленческие процессы, документы и записи и т.д.
Это может быть организационный (системный) аудит - исследование структуры предприятия и его процессов относительно их функциональной дееспособности; аудит производственных или управленческих процессов и процедур с точки зрения соответствия их требованиям безопасности; контрольный аудит - исполнение законодательных требований и организационно-распорядительных документов; аудит технологий и т.д.
Объектами аудита могут быть:
В последнее время получает распространение новое понятие: социальный аудит - считается, что социальный аудит - это по существу более высокая стадия контроля организации работ по охране труда. Повидимому, в дальнйшем он может получить развитие в связи с совершенствованием аттестации рабочих мест по условиям труда.
Принципиально, по-видимому, можно обозначить два направления, по которым может осуществляться аудиторская деятельность:
В первом случае при исследовании процессов и систем целесообразно использовать, так называемый «право-левый подход», двигаясь от имеющихся результатов (выявленные несоответствия) к причинам в процессах и далее - к причинам в систематических факторах.
В организации аудиторской деятельности можно выделить несколько стадий (или этапов):