Крупные аварии крупнопанельных домов, описанные выше, позволили оценить причины обрушения конструкций и зданий и дать рекомендации по повышению качества полносборного домостроения.
Но наряду с аварийными ситуациями происходит большое количество повреждений крупнопанельных зданий, количество которых значительно, разнообразно и никем не систематизируется. Как правило, выдаются локальные решения по устранению тех или иных дефектов и на этом все заканчивается.
Большой объем жилищного строительства, различные конструктивные системы зданий, разнообразные природно-климатические районы строительства, различный уровень квалификации домостроителей приводят к многократному повторению ошибок и, как следствие, к повреждениям зданий. Домостроители должны знать о повреждениях, которые имели место в период изготовления и монтажа жилых домов и, что не менее важно, о тех, которые могут возникнуть в период эксплуатации.
Возведение жилых зданий со сроком службы свыше 100 лет предполагает безусловное исключение повреждений домов в стадии их эксплуатации, т.е. домов, заселенных людьми.
Очевидно, настало время пересмотра назначенных классов бетонов для различных конструкций, расхода материалов, в том числе арматуры, количества сварных соединений и т.д., которые назначались без учета возможностей технологии изготовления и монтажа зданий и их длительной эксплуатации.
"Скупой платит дважды", и нам пора прекратить выбрасывать деньги на ветер и требовать невозможного, необходимо платить и за надежность зданий, и за красоту архитектуры жилых домов, ансамблей и целых городов.
Материалы по повреждениям крупнопанельных домов, собранные автором, дают возможность обобщить некоторые встречающиеся дефекты при изготовлении, монтаже и проектировании жилых зданий и предотвратить повторение ошибок в будущем.
"Колос на глиняных ногах" — так в народе метко называют хороший дом, смонтированный на плохом фундаменте.
В настоящее время ряд домостроительных предприятий внедряет в строительство безроствэрковые фундаменты взамен традиционных железобетонных монолитных ростверков.
Внедрение таких фундаментов дает экономический эффект за счет снижения расхода материалов — стали и бетона. Однако в ряде случаев поступают сведения о повреждениях в несущих конструкциях цокольного этажа и фундаментах, которые возникают при зимнем производстве работ.
Итак, рассмотрим конструктивное решение безростверковых фундаментов.
Вместо монолитного ростверка на срубленные концы свай устанавливаются сборные железобетонные оголовки, которые имеют сквозные отверстия, замоноличиваемые бетоном после установки на сваи, что должно обеспечивать связь оголовка со сваей. Концы свай заводятся в оголовок на 50 мм, концы арматуры свай — на 200 мм. Для замоноличивания применяется тяжелый бетон класса В15. По верху оголовков расстилается слой раствора толщиной 20 мм, для выравнивания монтажного уровня при укладке плит перекрытий.
Сваи, расположенные под внутренними поперечными стенами, имеют свободную длину и высоту цокольного этажа, что исключает применение цокольных внутренних стен. Под наружными стенами и внутренними стенами лестничной клетки оголовки свай устанавливаются на уровне земли.
Расположение свай под внутренними и наружными стенами однорядное, под каждой внутренней поперечной стеной располагается не менее четырех свай, под наружными — по две сваи в одной конструктивной ячейке.
Повреждение оголовков свай происходит при появлении вертикальных трещин, часть из которых проходит на всю высоту оголовка, с различной шириной раскрытия, доходя максимально до 5 мм (рис. 104, 105).
Рис. 104. Вертикальные трещины в оголовке свай
Рис. 105. Усиление оголовков свай, поврежденных трещинами
В местах наибольшего раскрытия трещин наблюдаются разрывы арматуры и признаки нарушения анкеровки арматурных сеток.
Надо добавить еще одну существенную деталь — отверстие в оголовке выполнено на конус сужением кверху. Если бетон уложен некачественно, то имеется вероятность под действием нагрузки перемещения оголовка вниз и тогда свая упирается в стенки конуса и разрывает оголовок — происходит эффект клина, при этом никакая арматура не поможет. Необходимо только качественное бетонирование полости между конусом оголовка и сваей, особенно в зимних условиях. Это не всегда можно обеспечить. Значит по надежности конструкция не проходит, возможны отказы, а для фундаментов это недопустимо (рис. 106, 107).
Рис. 106. Повреждение плит перекрытий, опирающихся на оголовки свай
Рис. 107. Повреждение наружных стеновых панелей в связи с осадкой свай
Поэтому, очевидно, настало время проработать вопрос о переходе на железобетонные сплошные оголовки, которые укладываются на сваи и работают не на разрыв, а на сжатие, что так естественно для бетона. В настоящее время такое решение применяется при монтаже крупнопанельных зданий в Московской обл.
Одновременно специалистами ЦНИИЭП жилища проведены исследования по устройству шпонок в конусном отверстии оголовок свай, что значительно повышает их несущую способность.