В строительстве доставка грузов на склады и объекты в основном осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. При сооружении объектов вблизи водных путей используют водный транспорт.
Железнодорожный транспорт. Железнодорожный парк строительных организаций состоит из универсальных 4-х, 6-осных и специализированных вагонов. В последнее время стали применяться восьмиосные вагоны.
Погруженные на открытый подвижной состав строительные грузы должны размещаться в пределах установленного габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совпадения в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Автомобильный транспорт - основное средство доставки на строительный объект изделий, материалов и конструкций. Тип автотранспортного средства определяют в зависимости от вида груза. Сыпучие строительные грузы перевозят автомобилями-самосвалами, и самосвальными автопоездами, штучные грузы - бортовыми автомобилями и автопоездами с прицепами и полуприцепами, порошкообразные, нефтеналивные и длинномерные железобетонные конструкции - специализированными транспортными средствами.
Погрузочно-разгрузочные работы в силу своей специфики содержат элементы тяжелого ручного труда, особенно при грузовой переработке мелкоштучных и тарно-штучных грузов.
Основными опасными и вредными производственными факторами при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; недостаточная освещенность рабочей зоны; расположение рабочего места на значительной высоте; движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д.; острые кромки транспортируемого груза, движущиеся краны, автомобильный и железнодорожный транспорт и др. [8].
К проведению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные безопасным методам работы, сдавшие экзамены в соответствии с действующим Положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих предприятий, учреждений и организаций связи [10].
Погрузочно-разгрузочные работы для грузов более 20 кг, или при подъеме грузов на высоту более 3 м должны выполняться механизированным способом с применением подъемно-транспортных средств (кранов, погрузчиков и др.), а также средств малой механизации.
При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг, для юношей в возрасте от 16 до 18 лет - 16 кг. Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков. Женщинам разрешается поднимать и переносить тяжести вручную: постоянно в течение рабочей смены - массой не более 7 кг, периодически (до 2 раз в час) при чередовании с другой работой - массой не более 10 кг.
Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, должна быть не более 1750 кгм при перемещении груза по рабочей поверхности и не более 875 кгм при перемещении груза с пола.
При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие для женщин не должно превышать 10 кг.
Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться под руководством специально выделенного инженерно-технического работника, ответственного за безопасное проведение работ, который определяет безопасные способы погрузки, разгрузки и транспортирования грузов и несет ответственность за соблюдение правил безопасности при выполнении работ.
Бойцы строительных отрядов, проводящие погрузочно-разгрузочные работы, обязаны:
- выполнять только ту работу, которая им определена;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- знать правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях.
Каждый боец ССО должен быть обеспечен специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты. Все погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в рукавицах, а при выполнении работ с помощью грузоподъемных механизмов - в касках.
Скорость движения транспортных средств на территории организации должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации. В производственных помещениях максимальная скорость движения транспортных средств должна быть не более 5 км/ч.
При возникновении аварии или ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям необходимо немедленно прекратить работы и известить своего непосредственного руководителя. Оперативно принять меры по устранению причин аварии или причин, которые могут привести к несчастным случаям. О пострадавших необходимо известить непосредственного начальника: сообщить в медпункт и принять срочные меры по оказанию необходимой первой медицинской помощи.
При постоянном увеличении объемов погрузочно-разгрузочных работ с железобетонными изделиями и конструкциями не исключена вероятность несчастных случаев в результате нарушения правил техники безопасности.
Строительные грузы (железобетонные, металлические конструкции, стеновые блоки и др.) разгружают с помощью грузоподъемных механизмов. В проекте производства работ определяются места установки грузоподъемного крана и складирования изделий. Устанавливаются максимальные приближения к откосам котлованов, траншей и линиям электропередачи, которые должны быть не меньше приведенных в действующих «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». При невозможности соблюдения этих норм следует укрепить откос либо увеличить расстояние между ним и грузоподъемным средством и штабелем.
Кран следует устанавливать не ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети. При необходимости работы в зоне ближе 30 м от ЛЭП должен быть оформлен наряд-допуск, в котором определяются безопасные условия такой работы. Наряд-допуск должен подписывать начальник или главный инженер организации, производящей работы, либо другое руководящее лицо. Опасность поражения током снижается при эксплуатации кранов, оборудованных приборами типа АСОН, сигнализирующими о приближении машины к линии электропередачи.
При невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:
а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в табл. 4.3.1;
б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления [7].
Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся. Не рекомендуются к эксплуатации грузозахватные приспособления, срок службы которых истек. Каждую смену перед началом работы ответственный за перемещение грузов должен осматривать грузозахватные приспособления и стальные канаты. В процессе эксплуатации стальных канатов нельзя допускать образования на них резких переломов и сплющенных мест.
Напряжение |
Расстояние, м | |
---|---|---|
воздушной линии электропередачи, кВ |
минимальное |
минимально измеряемое техническими средствами |
До 20 |
2,0 |
2,0 |
20-35 |
2,0 |
2,0 |
35-110 |
3,0 |
4,0 |
110-220 |
4,0 |
5,0 |
220-400 |
5,0 |
7,0 |
400-750 750-1150 |
9,0 10,0 |
10,0 11,0 |
В процессе работы расстояние между поворотной платформой крана и выступающими частями складов и транспортных средств должно быть не менее 1 м. Минимальный просвет между крюковой обоймой и блоком стрелы 0,5 м. Перемещаемое краном изделие должно быть поднято на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Запрещается опускать груз ниже 1 м до края откоса траншеи или котлована, а также опирать на заборы. Масса поднимаемого изделия не должна превышать грузоподъемность крана при определенном вылете крюка. Запрещается поднимать изделия или конструкции неизвестной массы. При зацепке железобетонных конструкций за монтажные петли крюки грузозахватных приспособлений должны входить в них свободно. Запрещается поднимать конструкцию, петля которой зацеплена концом крюка. Не допускается оттягивать грузовой канат при подъеме и опускании изделия, вытаскивать крюком грузы, засыпанные землей, заложенные другими грузами, залитые бетоном и примерзшие к земле. Запрещается оставлять изделия в подвешенном состоянии при длительном перерыве в работе крана. Способы строповки должны исключать верхолазные работы при освобождении грузов от грузозахватных устройств.
Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель кранового типа) при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины, а также при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочей зоны.
Не допускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины.