Основными причинами несчастных случаев при выполнении строительных работ являются: неисправность машин, механизмов, инструментов и неправильная их эксплуатация, неисправность или отсутствие оградительных устройств опасных мест работ, неправильное складирование кирпича, блоков и других сборных деталей, отсутствие или неправильно изготовленные трапы, мостки для прохождения людей и транспорта, загроможденность рабочих зон и проходов, отсутствие сигнализации и несогласованность действий рабочих, нарушение правил техники безопасности и др. [7, 8].
До начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая: устройство ограждения территории стройплощадки; водоотвода (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладку коммуникаций; устройство временных автомобильных дорог; прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода; освобождение строительной площадки от мусора (расчистка территории, снос строений), планировку территории, завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений; устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.
Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда [7].
Производство работ на строительном объекте следует вести в технологической последовательности согласно календарному плану (графику) работ. Завершение предшествующих работ является необходимым условием для подготовки и выполнения последующих. При необходимости совмещения работ должны проводиться дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности выполнения совмещенных работ.
В подготовительный период строительную площадку освобождают от посторонних предметов, выравнивают ее территорию, ограждают, устраивают временное освещение, укладывают крановые пути, строят временные дороги и коммуникации, проводят водоотводы, возводят временные сооружения и выполняют разбивку объекта, т. е. намечают контуры будущих объектов. Строительная площадка на протяжении всего строительства должна содержаться в чистоте. Мусор и отходы следует своевременно убирать. Наличие удобных подъездов и дорог шириной не менее 3,5 м при одностороннем и 6 м при двустороннем движении ведет к сокращению травм на транспорте. Радиус закруглений автодорог должен быть не менее 10-12 м. На территории строительства необходимо устанавливать указатели проездов, дорожные знаки с обозначением допустимой скорости и другие надписи. Скорость движения автомобилей на строительной площадке не должна превышать возле строящихся объектов 10 км/час, а на поворотах - 5 км/час.
Чтобы предупредить доступ на строительную площадку посторонних людей и домашних животных, ее следует ограждать. Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:
- высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2;
- ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и быть оборудованы сплошным защитным козырьком;
- козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов;
- ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком шириной не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть 70-75°.
В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила.
Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:
- ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,6 м, а высота таких проходов в свету - не менее 1,8 м;
- лестницы или скобы, применяемые для подъема или спуска работников на рабочие места, расположенные на высоте более 5 м, должны быть оборудованы устройствами для закрепления фала предохранительного пояса (канатами с ловителями и др.).
Для прохода рабочих, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работающих, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног.
В темное время суток строительную площадку и места опасных переходов освещают. Для строительных площадок и участков работ необходимо предусматривать общее равномерное освещение. При этом освещенность должна быть не менее 2 лк независимо от применяемых источников света, за исключением участков, освещенность которых должна быть не менее указанной в табл. 4.1.1 [7].
Участки строительных площадок и работ |
Наименьшая освещенность, лк |
---|---|
Автомобильные дороги на строительной площадке |
2 |
Железнодорожные пути на строительных площадках |
0,5 |
Подъезды к мостам и железнодорожным переездам |
10 |
Погрузка, установка, подъем, разгрузка оборудования, строительных конструкций, деталей и материалов грузоподъемными кранами |
10 |
Земляные работы, производимые сухим способом землеройными и другими механизмами, кроме устройства траншей и планировки |
10 |
Монтаж конструкций стальных, железобетонных и деревянных (каркасы зданий, мосты, эстакады, фермы, балки) |
30 |
Установка опалубки, лесов и ограждений |
30 |
Кладка из крупных бетонных блоков, природных камней, кирпичная кладка, монтаж сборных фундаментов |
10 |
Подходы к рабочим местам (лестницы, леса и т.д.) |
5 |
Кровельные работы |
30 |
Штукатурные работы: в помещениях под открытым небом |
50 30 |
Отделка стен помещения сухой штукатуркой; облицовочные работы (керамическими плитами и сборными деталями); оклейка стен помещения обоями |
100 |
Эвакуационное освещение должно быть предусмотрено в местах основных путей эвакуации, а также в местах проходов, где существует опасность травматизма. Эвакуационное освещение должно обеспечивать внутри строящегося здания освещенность 0,5 лк, вне здания - 0,2 лк.
Охранное освещение должно обеспечивать на границах строительных площадок или участков производства работ горизонтальную освещенность 0,5 лк на уровне земли или вертикальную на плоскости ограждения.
Для участков работ, где нормируемые уровни освещенности должны быть более 2 лк, в дополнение к общему равномерному освещению следует предусматривать общее локализованное освещение. Для тех участков, на которых возможно только временное пребывание людей, уровни освещенности должны быть снижены до 0,5 лк.
Зоны с уровнем звука свыше 85 дБ должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается. Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с уровнями звукового давления выше 130 дБ в любой октавной полосе.
Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы для укрытия от атмосферных осадков. При температуре воздуха на рабочих местах ниже 10 °С работающие на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях должны быть обеспечены помещениями для обогрева.
На строительной площадке должен иметься комплекс санитарно-бытовых помещений: раздевалка, комната для приема пищи, уборная, умывальная и др. Для оказания первой помощи на каждом объекте должна быть аптечка с необходимыми медикаментами.
Строительные конструкции и материалы размещают в зоне грузоподъемных механизмов так, чтобы их было удобно транспортировать. Склад должен иметь твердое основание и хорошие подъезды для транспорта. Складирование материалов и конструкций производится в сдвоенных штабелях, располагаемых вдоль транспортных путей. Расстояние между каждой парой штабелей допускается 1 м, а между штабелями - 0,5 м. В каждый штабель укладываются изделия только одного типа и одной марки. Нижний ряд штабеля укладывается на две подкладки, а между последующими рядами располагают прокладки толщиной не менее 5 см. Подкладки и прокладки в ряду размещают в одной вертикали так, чтобы их концы выступали за габарит штабеля не менее чем на 25 см. Этим предупреждается деформация строительных конструкций от собственного веса и их раскатывание и сползание в стороны. Максимальная высота штабеля нормируется. На рис. 4.1.1 в качестве примеров показано складирование в штабеля некоторых конструкций.
Рис. 4.1.1. Способы складирования материалов и конструкций: а - фундаментные блоки; б - плиты покрытий и перекрытий; в - круглый лес; г - подкрановые балки; д - прогоны, колонны; е - трубы; 1- подкладки, 2 - прокладки. 3 - скобы, 4- упоры, 5 - подкосы
В процессе работ на строительной площадке возникают участки, на которых пребывание людей становится опасным. Например, при работах, выполняемых на высоте, опасным считают участок, расположенный внизу под рабочей площадкой. Опасные условия работы часто возникают в результате оползней грунта в котлованах при установке крана на краю котлована. На строительной площадке выделяют опасные, запретные и охранные зоны.