Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения охраны труда. Экономическое значение охраны труда определяется результатами изменения социальных показателей, которые определяются следующими экономическими факторами.
Для принятия в плановом порядке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мер с целью улучшения условий труда, предупреждения несчастных случаев и заболеваний, санитарно-бытового обеспечения работающих на производстве постановлением утверждена «Номенклатура мероприятий по охране труда». Она является основой для подготовки комплексного плана улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и раздела коллективного договора АТП. Этот документ предусматривает следующие мероприятия по охране труда:
Мероприятия по охране труда на АТП финансируются за счет общепроизводственных (эксплуатационных) расходов, если мероприятия носят некапитальный характер. Если эти мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств, то они финансируются за счет амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт. Если затраты на мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат на внедрение новой техники или расширение производства, то они финансируются за счет банковского кредита или капитальных вложений, включающих фонд развития производства.
Комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий должны разрабатываться на АТП в соответствии с «Рекомендациями по разработке комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий на последующие годы».
Комплексные планы должны быть направлены на коренное улучшение условий труда, последовательную ликвидацию тяжелых физических, опасных и вредных для здоровья человека работ, дальнейшее снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.
В комплексном плане должно быть предусмотрено решение следующих основных задач:
Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете РФ, бюджетах субъектов РФ, городских и районных бюджетах, прибыли предприятий, а также их фондов охраны труда. Работники не несут никаких расходов на финансирование охраны труда.
Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда, фонды охраны труда предприятий.
Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Правительством РФ и правительствами субъектов РФ, части средств фонда охраны труда предприятий, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования, добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.
Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях, добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.
Фонды охраны труда предприятий формируются за счет прибыли предприятий в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда между работодателем и трудовым коллективом.
Помимо перечисленных фондов могут создаваться общественные фонды охраны труда.
Средства фондов охраны труда могут использоваться только на оздоровление работников и на улучшение их условий труда. автопредприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства фондов и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере 100 % средств, затраченных не по назначению.
Состояние условий охраны труда существенно влияет на технико-экономические показатели работы предприятий.