Охрана окружающей среды — это система государственных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, сохранение и оздоровление окружающей среды в интересах ныне живущих и будущих поколений людей.
Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объемов вредных выбросов.
В среднем при пробеге 15 тыс. км автомобиль сжигает 1,5—2 т топлива и 25—30 т кислорода.
По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов двигателя внутреннего сгорания делятся на:
К токсичным относятся оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения; к канцерогенным — бенз(а)пирен; к компонентам раздражающего действия — оксиды серы, углеводороды.
Наибольший вред оказывают резервуары, заполненные по объему около 60 % и менее, так как внутри них образуются взрывоопасные концентрации паров бензина с воздухом.
Действующие в настоящее время методологии предусматривают проведение инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий от передвижных и стационарных источников. К передвижным источникам относятся автомобили, передвигающиеся и хранящиеся на территории предприятия, к стационарным источникам — помещения и производственные площади, предназначенные для технического обслуживания и ремонта автомобилей, их узлов и агрегатов, а также вспомогательные цеха и участки.
К организованным источникам относятся специальные устройства, предназначенные для отвода загрязненного воздуха из рабочей зоны в атмосферу, — вытяжные трубы, воздуховоды, газоходы и т. п. Организованные источники позволяют использовать для очистки воздуха специальные фильтры и другие устройства.
Неорганизованные источники не оборудованы газоотводящими и газоочистными устройствами, и загрязняющие вещества от таких источников поступают непосредственно в атмосферу.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ включает в себя следующие работы:
В зависимости от состава и характера выполняемых работ на различных производственных участках выбрасываются различные по составу загрязняющие вещества.
Ниже приведены наиболее типичные для автотранспортных предприятий работы, зоны, цеха и участки, в том числе:
Количественными показателями допустимого воздействия вредных веществ на окружающую среду являются такие, как предельно допустимые концентрации (ПДК); предельно допустимые дозы (ПДД) и предельно допустимые уровни (ПДУ). Поскольку влияние вещества зависит от времени воздействия, используются различные ПДК, например максимально разовые ПДК (ПДКмр), когда действие вещества происходит в течение 20 мин, среднесуточные ПДК (ПДКсс), ПДК рабочей зоны (ПДКРз) и др.
Величины ПДК утверждаются Минздравом, и их учет обязателен в производственной деятельности.
На основании величин ПДК рассчитывают предельно допустимые количества загрязняющих веществ, выделяемых конкретными источниками в окружающую среду. Для атмосферы — это предельно допустимые выбросы (ПДВ), для водоемов — предельно допустимые стоки (ПДС). Нормы ПДВ и ПДС ограничивают выбросы до такого уровня, чтобы на данной территории с учетом всех источников выбросов какого-либо загрязняющего вещества их значения не превышали бы допустимые.
ПДВ и ПДС являются экологическими нормативами для каждого источника выбросов. Превышение их значений является основанием для применения к предприятиям экономических и административных санкций (штрафов, закрытия предприятий).