Безопасная организация производства работ.
Бетонные и железобетонные работы

        Устройство опалубки. Заготавливать все ее элементы необходимо в специальных мастерских или полигонах в соответствии с ППР. При установке крупноблочных элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после окончательного закрепления нижнего. Запрещается одновременно работать в двух и более ярусах по одной вертикали. Во время подачи элементов опалубки кранами необходимо следить, чтобы они не задели ранее установленные конструкции или их части.
        Щитовую опалубку колонн, ригелей и балок на высоте не более 5 м над уровнем земли или перекрытия допускается устанавливать с переносных лестниц-стремянок, оборудованных огражденными рабочими площадками. На высоте более 5 м работу необходимо вести с инвентарных подмостей или лесов, имеющих также огражденную рабочую площадку.
        Монтаж подмостей опалубки или самонесущих опалубочных блоков, а также установка опалубки на высоте более 5 м должны выполнять обученные рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже 3-го. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждения по всему периметру.
        Подвесную опалубку железобетонных перекрытий зданий со стальными каркасами следует устанавливать только после окончательного закрепления стыков элементов каркаса. При этом применяют такую конструкцию креплений, поддерживающих опалубку, которая при укладке бетонной смеси не допускала бы ее смещения или раскачивания.
        При возведении железобетонных стен в разборно-переставной опалубке для рабочих необходимо через каждые 1,8м пo высоте устраивать с обеих сторон настилы с защитными ограждениями высотой 1,1 м. Перед началом бетонирования проверяют исправность опалубки, прочность рабочих настилов и лестниц, надежность ограждений, обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты. До устранения обнаруженных неисправностей производство работ запрещается.
        Складировать оборудование, бадьи или бункера с бетонной смесью и другие материалы, не предусмотренные проектом, на рабочем полу опалубки и подвесных лесах запрещается. Нельзя также допускать скопления рабочих на настиле опалубки и подвесных лесах, так как это может привести к обрушению последних.
        Для защиты работающих на подвесных лесах по наружному периметру скользящей опалубки необходимо устанавливать козырьки шириной не менее ширины подвесных лесов, находящихся под ними. Для предотвращения выхода людей на козырьки они должны быть отделены от рабочего настила, за исключением тех случаев, когда служат опалубкой карниза сооружения.
        На подвесных лесах, в местах подъема на скользящую опалубку материалов необходимо делать сплошную обшивку, а площадки для приема материалов оборудовать сигнализацией для связи рабочих, принимающих материалы, с мотористом грузоподъемной лебедки.
        Работы на высоте по расшивке стоек для раскрепления и наращивания домкратных стержней, расположенных по наружному контуру сооружения, а также закрепление, ремонт и частичное отсечение опалубки, устройство карнизов и навесов необходимо выполнять, пользуясь предохранительными поясами, прикрепленными к надежным опорам. Наращивать дом-кратные стержни и устанавливать раскрепления должны не менее чем двое рабочих. Настилы рабочего пола и подвесных лесов необходимо систематически очищать от остатков бетона и мусора.
        Запрещается выполнять работы на высоте при скорости ветра 15 м/с и более, при гололедице, грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а монтаж элементов опалубки, имеющих большую парусность, следует прекращать при скорости ветра 10 м/с.
Разборку опалубки можно начинать только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо ответственных случаях (конструкции длиной более 6 м и тонкостенные) — с разрешения главного инженера строительной организации. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, прогонов, плит) следует проверить прочность бетона, установить нет ли нагрузок, превышающих допустимые, трещин и других дефектов, которые могут повлечь за собой недопустимые деформации или обрушения конструкции после снятия опалубки. Запрещается складировать на подмостях материалы от разбираемой опалубки, а также сбрасывать их с сооружения. Материалы следует сразу же опускать подъемником на землю, сортировать и складывать в штабеля. При этом из досок удаляют торчащие гвозди и скобы.
        Заготовка и монтаж арматуры. На строительной площадке арматуру заготавливают на специально отведенном огражденном участке или в отдельном помещении. Все операции при этом должны быть механизированны. Только в тех случаях, когда объем арматурных работ небольшой, ее можно заготавливать вручную. К выполнению арматурных работ допускают лиц, прошедших курсовое обучение безопасным методам труда, сдавших экзамены и имеющих соответствующее удостоверение.
        При малом объеме работ арматурную сталь выпрямляют на самотасках. Эту операцию выполняют на отдельной огражденной площадке, расположенной на расстоянии не менее 3 м от других рабочих мест и проходов.
        Автоматический станок для правки, чистки и резки арматуры перед началом работы проверяют на холостом ходу; затем останавливают и только тогда заправляют конец арматурной стали в правильный барабан. Перед пуском электродвигателя барабан закрывают предохранительным щитком, а также проверяют исправность тормозных и пусковых устройств, зубчатых сцеплений, наличие защитных кожухов и правильность установки ножей. Особое внимание обращают на то, чтобы зазор между плоскостями подвижного и неподвижного ножей был не более 1 мм.
        Для правки арматуры бухту закрепляют на вертушке, установленной на расстоянии 1,5...2 м от правильного барабана станка и на высоте не более 0,5 м от пола. Вертушка и участок между ней и правильным барабаном, для ограничения движения разматываемой проволоки, должны быть ограждены. При работе с длинномерными стержнями часть стержня, выступающую за габариты станка, необходимо ограждать устойчивыми переносными щитами. При резке арматуры на станках с механическим приводом запрещается перерезать стержни длиной менее 0,3 м. На механических станках для гнутья закладывать арматуру, переставлять пальцы и упоры разрешается только при полной остановке станка.
        При выполнении работ по натяжению арматуры необходимо устанавливать в местах проходов работающих защитные ограждения высотой не менее 1,8 м и оборудовать устройства для натяжения арматуры сигнализацией, приводимой в действие при включении привода натяжного устройства. Не допускается пребывание людей на расстоянии ближе чем 1 м от арматурных стержней, нагреваемых электрическим током.
        Арматуру и изготовленные из нее элементы нужно складывать в отведенных для этой цели местах. Арматуру отдельных (без плиты) ригелей и балок перекрытий монтируют с рабочего настила шириной не менее 0,8 м, расположенного с боковой стороны коробов опалубки. Настил должен иметь защитное ограждение высотой 1,1 м. Такой же настил устраивают при монтаже арматуры отдельно стоящих железобетонных стен и перегородок.
        На рабочее место арматурщик должен подниматься по приставным лестницам. Для перехода через изготавливаемое изделие применяют специальные переходы шириной не менее 0,6 м, которые опираются на прокладки, установленные на опалубку. Ходить по уложенной арматуре запрещается.
        Подача и укладка бетонной смеси. Для доставки бетонной смеси на строительную площадку используют автосамосвалы, кузова которых периодически очищают от налипшего бетона и промывают водой под давлением в специально отведенном и оборудованном для этой цели месте, так как кузов быстро обрастает затвердевшим бетоном, который препятствует выгрузке бетонной смеси. Запрещается очищать кузов автосамосвала скребком, стоя на его бортах. Если бетонную смесь подают непосредственно с автосамосвала, установленного на эстакаде или на мосту, то последние должны иметь вдоль проезжей части с двух сторон перильное ограждение высотой не менее 1,1 м, а для ограждения ширины проезжей части устанавливают отбойные брусы. Между отбойным брусом и ограждением предусматривают проход шириной не менее 0,6 м.
        Бетонную смесь можно выгружать из самосвала в конце эстакады или в отверстие в ее настиле, которое необходимо закрывать на время перерыва в работе.
        У мест выгрузки на тупиковых эстакадах укладывают поперечные отбойные брусы, рассчитанные на восприятие удара колес автосамосвалов, с целью предупреждения их падения. Движение автомобилей по мостам и эстакадам допускается со скоростью не более 3 км/ч. Для ограничения скорости движения автосамосвалов перед въездом на эстакаду или мост устанавливают соответствующий дорожный знак.
Когда бетонную смесь подают автосамосвалами по передвижным мостам или эстакадам, движение людей по ним запрещают. Передвигать эти вспомогательные сооружения можно только после удаления из зоны их перемещения людей и транспортных средств, непосредственно не связанных с этими работами.
        Для подачи бетонной смеси в опалубку можно применять только стандартные бункера (бадьи), соответствующие требованиям ГОСТ 21807—76. Допускается перегрузка бункеров не более 5 %. Затвор бункера должен обеспечивать плотное перекрытие выгрузочного отверстия, а также возможность порционной выгрузки бетонной смеси. При укладке бетона из бадей или бункера расстояние между их нижней кромкой и ранее уложенным бетоном или поверхностью на которую укладывают бетон, принимают в соответствии с ППР, но не более 1 м.
        При доставке бетонной смеси в тачках по перекрытию, настилу, земляному и другому основанию устанавливают сплошные катальные ходы шириной не менее 0,6 м. При необходимости устройства их на высоте, ширина ходов должна быть не менее 1,2 м. При устройстве их на высоте более 1 м необходимы ограждения. В местах стыков досок катальных ходов не должно быть зазоров, которые могли бы привести к опрокидыванию тачки.
        При установке бетононасоса вокруг него оставляют проходы шириной не менее 1,3 м. Соединять бетоновод с насосом и звенья бетоноводов между собой необходимо при помощи замковых соединений. Применять для этих целей проволочные скрутки запрещается. У выходного отверстия бетоновода устанавливают козырек-отражатель. Бетононасос должен иметь исправный манометр, проверяемый ежедневно перед началом смены, и предохранительные клапаны, отрегулированные на максимально допустимое давление. До начала работы всю систему бетоновода испытывают гидравлическим давлением, превышающим в 1,5 раза рабочее.
        К эксплуатации бетононасосов допускают лиц, не моложе 18 лет, прошедших обучение, имеющих квалификационное удостоверение и знающих инструкцию по безопасной эксплуатации бетононасосов.
        При промывке бетоновода водой для удаления пробок запрещается посторонним лицам находиться в пределах опасной зоны. Если промывка не дала желательных результатов, простукивать шланги бетоновода молотком, а также разъединять их для удаления пробок разрешается только после снятия давления в системе. После подачи бетонной смеси и после каждого перерыва в работе необходимо тщательно очищать все замковые соединения бетоновода. Запрещается разбирать и ремон-товать бетононасос и бетоновод, находящиеся под давлением, а также затягивать их сальники, фланцевые соединения и хомуты. Между мотористом бетононасоса и рабочим местом, где укладывают бетон, должна быть установлена звуковая или световая сигнализация. На рабочем месте моториста вывешивают табличку с условным обозначением сигналов. Моторист установки должен внимательно следить за подаваемыми сигналами.
        Ежедневно, перед началом укладки бетона в опалубку, необходимо проверять состояние тары, опалубки и средств под-мащивания. Обнаруженные неисправности следует незамедлительно устранять. Перед началом укладки смесп виброхоботом необходимо проверять исправность и надежность крепления звеньев виброхобота между собой и к страховочному канату, а также крепление вибратора. Лебедки и тросы, служащие для оттяжки виброхобота, не должны смещаться под нагрузкой бетонной смесп, движущейся по нему. Хобот и его загрузочная воронка должны быть прочно прикреплены к надежной опоре. Во время выгрузки бетонной смеси под виброхоботом не должны находиться работающие. Подавать бетонную смесь при помощи заранее обусловленной сигнализации в тот или иной виброхобот следует только по указанию производителя работ или мастера. При уклоне бетонируемой конструкции более 20° работы выполняют с применением предохранительных поясов, места для закрепления которых указывает мастер пли производитель работ. Для уменьшения неблагоприятного воздействия вибрации на организм человека рукоятки вибраторов снабжают амортизаторами, а рабочим выдают виброзащитные рукавицы.
        Во время работы поверхностными вибраторами нельзя прижимать их руками к уплотняемой поверхности. Вручную перемещают вибраторы во время уплотнения бетона при помощи гибких тяг. Запрещается перетаскивать их за шланговый провод или кабель во избежание обрыва их и поражения работающих током. При перерывах в работе, а также при переходах бетонщиков с одного места на другое вибратор необходимо выключить. Через каждые 30...35 мин работы вибратор нужно выключить для охлаждения. Запрещается охлаждать вибратор водой, так как может произойти замыкание и поражение работающего электрическим током.
        После окончания работы вибраторы и шланговые проводы необходимо очистить от бетонной смеси и грязи, насухо протереть, провода сложить в бухты, затем сдать инструмент в кладовую.
        При электропрогреве бетона монтировать и присоединять электрооборудование к питающей сети должны только электромонтеры, имеющие квалификационную группу по технике безопасности не ниже III. Зону электропрогрева ограждают и оборудуют световой сигнализицией. Сигнальные лампы подключают так, чтобы при их перегорании отключалась подача напряжения. Пребывание людей и выполнение каких-либо работ на этих участках не разрешается.
        Открытую арматуру железобетонных конструкций, связанную с участком, находящимся под электропрогревом, необходимо заземлить (запулить). За зоной электропрогрева электрики устанавливают круглосуточное наблюдение.
Предыдущая Вперед





Полезная информация: Производим передвижные эстакады в Украине