Общие меры по обеспечению безопасности при прокатке металла.
Обслуживание клетей и соединительных частей между ними

        Безопасное обслуживание клетей прокатных станов, их вспомогательного оборудования и приспособлений достигается при соблюдении определенных условий. Все части стана и их оборудование должны быть расположены так, чтобы был безопасный доступ для осмотра и ремонта их, а во время работы полностью исключалась бы возможность соприкосновения рабочего с вращающимися частями оборудования. Все вновь сооружаемые и существующие на некоторых заводах нереверсивные прокатные станы, кроме главной соединительной муфты, снабжены расцепной муфтой, дающей возможность при несчастных случаях с людьми, при авариях, а также при необходимости мелких исправлений быстро отключить стан от двигателя.
При эксплуатации прокатных станов возможны следующие виды травм: захватывание частей одежды и конечностей рабочего валками или вращающимися шпинделями и соединительными муфтами, ожоги, а также удары отлетающими осколками прокатываемого металла и окалины.
        Травматизм в прокатных цехах происходит главным образом на станах старого типа, где прокатка металла осуществляется с применением ручного труда. Поэтому для ликвидации травматизма при прокатке металла необходимо максимально механизировать и автоматизировать процесс прокатки и прежде всего задачу металла й валки, а также осуществлять замену старых станов современными.
        Во избежание травмирования рабочих вращающимися муфтами и шпинделями все соединительные шпиндели, муфты и коренные валы прокатных станов ограждают с боков решетчатыми или сплошными щитами или кожухами, а на сортовых и проволочных станах муфты и коренные валы ограждают еще и сверху. На высокоскоростных станах, где возникает опасность разрыва соединительных муфт, предохранительные кожухи должны быть очень прочными, чтобы выдерживать удары кусков разорвавшихся муфт.
        Травмирование рабочих вращающимися муфтами или шпинделями имеет место главным образом после ремонта, когда оградительные щиты и кожухи еще не поставлены. Чтобы исключить возможность пуска стана при отсутствии ограждений муфт и шпинделей, устраивают автоблокировку, автоматически отключающую стан при отсутствии ограждения, установленного на строго определенном месте.
        Ограждение соединительных шпинделей является обязательным для всех прокатных станов, кроме блюмингов и слябингов, у которых расстояние между шпинделями обеспечивает безопасность их обслуживания. Шпиндели этих станов обычно ограждают прочным барьером и устраивают площадки с перилами для обслуживания. Иногда в прокатных цехах наблюдаются травмы из-за неправильного крепления распорок муфт проволокой, когда торчащие концы проволоки захватывают одежду рабочих во время работы вблизи соединительных шпинделей. Поэтому крепление распорок необходимо производить не проволокой, а специальными хомутами [15].
        При ручном регулировании раствора валков нажимными винтами устройства для управления (штурвал) располагают в безопасном месте — на внешней торцовой стороне клетей последовательных и непрерывных станов и на передней стороне клетей  станов  линейного типа.
        Для управления нажимными винтами применяют штурвалы, так как рычаги могут вызвать ушибы рабочих при потере самоторможения.
        Если прокатка металла сопровождается изменением раствора между валками, управление нажимными винтами должно быть электрифицировано.
        Осевая настройка валков при расположении болтов с торцовой стороны клетей линейных станов требует особых мер предосторожности, так как вблизи шпинделей создаются весьма опасные условия во время регулировки.
        Разрыв предохранительных стаканов прокатных станов вызывает опасность травмирования рабочих осколками, поэтому стаканы ограждают защитными стальными кольцами. Высота колец должна быть не менее чем в 1,5 раза больше высоты предохранительного стакана.
        Свободные концы прокатных валков (трефы) в крайних клетях линий стана закрывают съемными чехлами или колпаками во избежание травмирования рабочих.
        Между прокатными станами и помещениями для двигателей должна быть оборудована надежно действующая звуковая или световая сигнализация. Пуск в ход и остановка двигателя производятся лишь после получения соответствующего сигнала со стана, причем о пуске двигателя подается строго установленный сигнал, ясно слышимый на всех рабочих местах. Установленные сигналы во всех случаях, кроме аварийных, должны подаваться только старшими рабочими, которые несут ответственность за подаваемые сигналы.
        До подачи сигнала о пуске стана мастер или старший вальцовщик обязан проверить исправность стана и всех его оградительных и предохранительных устройств и выяснить, нет ли рабочего вблизи вращающихся частей стана. Только после проверки стана и удаления людей из опасных мест может быть дан сигнал о пуске двигателей.
        При вращении валков с помощью электрических двигателей на рабочих местах стана должны быть устроены аварийные выключатели.
Для перехода людей через главный соединительный вал каждой линии прокатных станов устраивают переходные мостики, защищенные от попадания горячего металла сплошными барьерами. На непрерывных станах вместо отдельных мостиков через соединительные валы каждой клети устраивают один сплошной мостик вдоль всех клетей со спусками к каждой из них. Переходные мостики устраивают также перед второй черновой клетью, между черновыми клетями, между группами клетей после последней чистовой клети. Устройство мостиков должно отвечать требованиям Правил безопасности в прокатном производстве. Если возникает опасность изгиба раскатов вверх или в сторону, переходные мостики необходимо снабжать со стороны раската прочным предохранительным щитом из листового металла высотой не менее 1,8 м.
        Отводящие рольганги от последней клети мелкосортных станов ограждают прочными сплошными бортами высотой не менее 300 мм, причем со стороны проходов указанные борта должны иметь наклон или изгиб, препятствующий выскакиванию движущейся полосы. В тех случаях, когда прокатка проводится с большой скоростью и на отводящих рольгангах возможно образование петли, над ними устраивают колпакообразные сетчатые ограждения съемного или раздвижного типа [5, 16].
        Если между отдельными клетями непрерывных сортовых станов отсутствуют столы с направляющими желобами, то между клетями должны быть установлены надежные ограждения, исключающие возможность прохода людей.
        Для предотвращения выхода раскатов в сторону прокатное поле на сортовых станах линейного типа ограждается прочными сплошными бортами с наклоном в сторону раската.
        Исправление валковой арматуры и других деталей клети на ходу опасно и недопустимо. При вращении валков проверять калибры и зазоры между валками можно только в направлении, противоположном захвату, во время перерывов в процессе прокатки, обязательно пользуясь специальными приспособлениями с длинными рукоятками.
        Операция по контролю размеров проката вручную в процессе прокатки чрезвычайно опасна, поэтому необходимо внедрять дистанционный контроль.
        Для безопасного доступа к механизмам крупных и средних клетей прокатных станов следует устраивать площадки с лестницами и перилами. При обслуживании небольших клетей применяют временные площадки и лестницы.
        На станах линейного типа при наличии длинных раскатов или петель и при отсутствии у станов достаточных площадей устраивают подвесные желоба или подземные карманы с уширением устья и в необходимых случаях с установкой роликов.
        Устья приемных желобов перекрывают таким образом, чтобы исключить возможность выброса прокатываемого металла через борт желоба, с этой целью желоба перекрывают не только сбоку, но и сверху.
        Во избежание попадания концов раската в зазоры между стыками листы или плиты желобов или карманов должны прилегать плотно друг к другу.         Карманы, расположенные рядом, необходимо отделять стенками. Для устранения случаев выскакивания петель металла из выводного желоба кармана, а также для предохранения от ударов концом раската перед клетями мелкосортных и проволочных линейных станов устанавливают ударные коробки простой и надежной конструкции.
        Желоба, служащие для передачи металла от одной линии клетей к другой, для предупреждения выскакивания петель плотно накрываются крышками.
        Для доступа к механизмам, расположенным наверху, рабочие клети всех прокатных станов (исключая небольшие мелкосортные, проволочные и тонколистовые клети), обслуживаемые с пола, оборудуются специальными площадками, огражденными перилами и нижней бортовой обшивкой. Для доступа на верх клетей устраивают стационарные наклонные лестницы. На станах старого типа установка таких лестниц невозможна, поэтому применяют переносные лестницы.
        Регулировка валков непрерывных станов обычно производится с внешней стороны клетей.
        Доступ к клетям должен быть безопасным и удобным.
        На станах линейного типа настил пола в местах прокатки и уборки металла от стана устраивают из гладких металлических плит во избежание застревания конца раската и образования петли в щелях на стыках плит, неплотно прилегающих одна к другой.
        Пол на рабочих местах вальцовщиков выполняют из рифленых плит или из металлических плит, имеющих точечную наварку.
        Для обеспечения безопасного передвижения людей по цеху предусматриваются специальные проходы, надежно защищенные от движущихся раскатов. Для проходов поперек пролетов через рольганги, стеллажи и холодильники  устраивают переходные мостики, защищенные от ударов раскатами и теплоизлучения. В крупных  цехах устраивают поперечные туннели с выходами к отдельным станам и к санитарно-бытовым помещениям цеха.
        Полы необходимо систематически очищать от пыли, окалины и пролитого масла. Запасную валковую арматуру, валки и другое прокатное оборудование необходимо аккуратно складировать на стеллажи в отведенных местах цеха [5].

Предыдущая Вперед





Полезная информация: