Техника безопасности при обслуживании прокатных станов.
Блюминги и слябинги

        Наиболее распространенным обжимным станом является одноклетевой реверсивный блюминг, на котором прокатывают как блюмы, так и слябы. Слябинги менее распространены, чем блюминги, вследствие их высокой стоимости и сравнительно узкого назначения (предназначены только для прокатки слябов). Слябинг имеет две клети: одну с горизонтальными и одну с вертикальными валками. Привод горизонтальных валков осуществляется от двух индивидуальных электродвигателей через универсальные шпиндели. Привод вертикальных валков осуществляется от электродвигателя через универсальный шпиндель и конические передачи. Остальное оборудование слябинга и технологический процесс прокатки слябов в основном аналогичен работе блюминга.
        Технологический процесс прокатки слитков начинается с нагрева в нагревательных колодцах. Нагретые слитки укладываются колодцевым краном на тележку опрокидыватель (слитковоз) с дистанционным управлением, которая подает их на приемный рольганг стана [1,21].
Для предупреждения сваливания поставленных слитков люльку опрокидывателя делают достаточно глубокой. Если упавший слиток не мешает движению слитковоза, его удаление производят в период пауз. Немедленное удаление упавшего слитка возможно только после подачи сигнала о приостановке работ. Каждая такая операция вызывает необходимость присутствия людей вблизи слитковоза, что сопряжено с опасностью травмирования. Поэтому все работы по удалению упавшего слитка производят под руководством мастера.
        Блюминг имеет манипуляторы с обеих сторон стана и кантователи с передней стороны стана. Привод каждой пары линеек манипулятора осуществляется от двух электродвигателей. Кантователь имеет четыре крюка с самостоятельным приводом. Безаварийная работа блюминга во многом зависит от исправного состояния и правильной эксплуатации этих устройств. При прокатке слитков массой 8—16 т в манипуляторах и кантователе нередко возникают большие динамические напряжения, которые приводят к поломке оборудования, работающего в условиях высоких температур. Это связано с немедленной остановкой блюминга и проведением ремонтных работ. Поэтому кантовку слитка производят плавно, после его полной остановки. Передвижение раската по рольгангу от калибра к калибру манипуляторами осуществляют плавно, без рывков, с нарастанием усилий. Недопустимо исправление кривизны раската с помощью манипуляторов.
        В практике работы блюмингов не исключена возможность травмирования рабочих линейками манипуляторов при уборке окалины с приемного рольганга. Чтобы устранить застревание окалины, у рабочих и у приемных рольгангов не ставят поперечных плит, в этом случае вся окалина проваливается в приемные бункера, откуда ее убирают с помощью специальных приспособлений. В случае применения на приемных рольгангах плит скопившуюся окалину убирают с помощью длинных гребков, ни в коем случае не становясь на борта рольгангов.
        При ремонтах манипуляторов могут быть случаи придавливания рабочих линейками вследствие их случайного включения. Поэтому при ремонтах применяют ключи-жетоны, запирающие пусковые устройства на пультах управления. Рейки манипуляторов на всем протяжении хода до предельного заднего положения закрывают предохранительными кожухами.
        При работе на блюмингах особое внимание следует обращать на безопасный доступ к соединительным шпинделям и кулакам для их смазки. На блюмингах первых выпусков, не имевших ограждений шпинделей и площадок для Доступа к ним, расстояние между соединительными шпинделями было довольно значительное, поэтому случаев затягивания ими рабочих на блюмингах не было. На современных блюмингах для безопасного доступа к верхнему соединительному шпинделю оборудованы площадки с перилами, а нижний шпиндель огражден перилами.
        Для удобного доступа к отдельным частям стана с обеих сторон клети на уровне рольгангов устраивают постоянные площадки с лестницами и перилами, защищенными от воздействия теплоизлучения съемными сетчатыми щитами.
        Прокатка слитков на блюминге сопровождается выбросами с большой скоростью частиц окалины, осколков металла и брызг шлака. В практике работы отечественных и зарубежных блюмингов имели место случаи, когда отлетающие частицы приводили к разрушению остеклений пультов управления и травмированию операторов и находящегося у стана обслуживающего персонала Г5, 22].
        На современных блюмингах и слябингах для удаления окалины на подводящем рольганге устанавливают окалиноломатели гидравлического или механического типа с надежной защитой от отлетающей окалины. Применение окалиноломателей перед блюмингами и слябингами не только повышает степень безопасности, но способствует также улучшению качества поверхности блюмов, слябов и заготовок. Для защиты от отлетающих при прокатке частиц окалины, осколков металла и брызг шлака перед валками на станине навешиваются прочные сетчатые щиты или густые цепные завесы. С этой же целью сбоку стана против прорези в станине и сбоку рабочих рольгангов устанавливают съемные щиты из густой, прочной сетки. Кроме того, промежуток между валками со стороны, противоположной соединительным шпинделям, закрывают предохранительным щитом.
        Для защиты операторов от отлетающей окалины остекление той части пультов управления, где необходима хорошая видимость, выполняют из небьющегося стекла типа сталинит. Остальную поверхность остекления выполняют из армированных стекол либо защищают стекла густыми металлическими сетками [23].
        Часто поломка валков, нажимных устройств и предохранительных стаканов блюминга связана с применением больших обжатий вследствие плохой видимости указателя нажимного устройства. Основными требованиями безопасности для предупреждения высоких обжатий являются хорошая освещенность указателя и его регулировка в соответствии с раствором валков, которую производят только при полной остановке стана. В последнее время в обжимных цехах за рубежом циферблат указателя нажимного устройства располагают в пульте управления блюмингом, при этом показатели при циферблате в пульте синхронны с указателем режимного устройства на блюминге.
        После прокатки блюмы и слябы, двигаясь по рольгангу, проходят машину огневой зачистки и далее транспортируются рольгангом к ножницам для резки на мерные длины и обрезки переднего и заднего концов. От ножниц слябы и блюмы рольгангами и механизмами для уборки передаются на склад или же транспортируются к рельсобалочному стану и далее к станам окончательной прокатки.
        Для удаления обрезков на блюмингах применяют устройства конвейерного типа. Для безопасности и улучшения санитарно-гигиенических условий труда в цехе разгрузочную часть конвейера обрезков выводят из обжимного пролета за пределы здания или в скрапной пролет.
        В нормальном рабочем состоянии конструкция и размеры желоба, по которому обрезки попадают от ножниц на конвейер, исключают возможность застревания обрезков как переднего, так и заднего концов раската и обеспечивают уборку обрезков любой длины.
        Если обрезки конвейером транспортируются в коробки, то последние устанавливают в бетонированные ямы, имеющие такие размеры, чтобы в них размещалось одновременно не менее двух коробок. Во избежание застревания обрезков на желобе глубину ямы делают такой, чтобы расстояние от верхнего края коробки, стоящей в яме, до нижнего края желоба составляло не менее 700 мм. Кроме того, не следует допускать переполнения коробок обрезками [24].
        Обычно коробки с обрезками убирают краном, грузоподъемная часть которого оборудована серьгами, исключающими ручную зацепку проушин коробки. Иногда удаление обрезков производят электромостовым краном с электромагнитом. В этом случае обрезки охлаждают в яме водой, которую подают в таком количестве, чтобы избежать интенсивного парообразования.
        В тех случаях, когда после удаления коробки с обрезками на дне ямы остаются отдельные куски, их охлаждают, а затем убирают электромагнитом. Впускание рабочего в яму без разрешения мастера и остановки конвейера недопустимо.
        В отдельных случаях с конвейера обрезки поступают непосредственно на железнодорожные вагоны или в установленные на них мульды. Нахождение людей в вагонах или на платформах во время погрузки не допускается [5].

Предыдущая Вперед





Полезная информация: