Охрана труда в условиях повышенной опасности
Напольные рельсовые передаточные тележки

Напольные рельсовые передаточные тележки

На промышленных предприятиях широко применяются механизированные передаточные тележки с электрическим приводом. Их используют, в основном, для связи пролетов, обслуживаемых грузоподъемными кранами. Ими передают металл, литье, поковки, конструкции и другие заготовки к местам технологического передела, готовую продукцию на площадки отгрузки и т.д.

К обслуживанию электропередаточных тележек допускаются лица, которые достигли 18-летнего возраста, прошли профмедосмотр, обучение, аттестацию комиссией, имеют необходимые знания по устройству тележек, безопасной эксплуатации, погрузке, разгрузке, перемещению грузов, а также обладают достаточными практическими навыками управления. Обязательным условием для назначения таких работников является распоряжение по цеху (отделу, предприятию). Список лиц, допущенных к управлению тележками, должен быть объявлен в цехе, на участке эксплуатации. Такие требования на первый взгляд кажутся слишком высокими, но они более чем оправданы. Практика убеждает в справедливости этих требований. Допуск к управлению тележками случайных людей приводит к серьезным, последствиям.

В цехе металлоконструкций на одном рельсовом пути длинного пролета работали две передаточные тележки. Тупиками или какими-либо другими средствами зоны их действия разделены не были. Рабочий, подогнав одну из тележек к другой и зайдя в образовавшееся между ними небольшое пространство попросил рядом стоящего отогнать вторую тележку, мешавшую дальнейшему продвижению вперед. Тот, не зная управления тележкой, привел ее в движение не в противоположную от первой сторону, а наоборот,— к ней и зажал человека между тележками.

Элементарное незнание управления и отсутствие стрелок указателей движения у пусковой кнопки ведет к несчастным случаям.

В каждом цехе, на каждом участке устанавливается порядок своевременного квалифицированного технического обслуживания и контроля за состоянием тележек. Обычно ответственность за технически исправное и отвечающее требованиям состояние электропередаточных тележек и их безопасную эксплуатацию возлагается на механика, энергетика, сменных руководителей производства и начальника цеха. Для повседневного технического обслуживания тележек и содержания их в исправном состоянии механик и энергетик цеха должны назначать постоянных специалистов в каждой смене. Они обязаны в начале смены проверить техническое состояние тележек, записать в специальном, журнале заключение о возможности их эксплуатации. Тележки должны иметь цеховой номер, постоянные, места стоянки, на которых есть соответствующие плакаты (знаки) с указанием номера тележки. Во избежание наезда на людей тележки оборудуются звуковым сигналом, сблокированным с пусковым устройством. Сигнал должен постоянно звучать при движении тележки. На каждой тележке или на закрепленном на ней трафарете четко наносятся стрелки, указывающие направление движения тележки при ее включении. Надпись должна соответствовать аналогичному указателю на кнопочной станции. Вращающиеся части тележки необходимо ограждать. Еще бывают иногда случаи наезда, тележки на людей или случайные предметы в габаритах движения. При этом основная причина травмирования — открытые со стороны лобовой части механизм передвижения или ходовые колеса. Если ограждение вращающихся частей не предусмотрено в проекте (что, безусловно, является его недостатком), то до эксплуатации тележек следует устанавливать торцевую защиту с обеих сторон по их ходу. Рукоятки рубильников, питающих тележки во время продолжительной стоянки и ремонтов, должны запираться в выключенном положении с соблюдением других мер, гарантирующих безопасность работающих.

Особенно важное условие безопасности — оборудование тележек, ключами-бирками, с тем чтобы обесточивать их в нерабочее время и исключить запуск случайными лицами. Это та техническая мера, которая предупреждает несчастные случаи при обстоятельствах, указанных выше, т. е. при допуске к управлению тележками необученных людей. Только наличие ключа-бирки дает право и создает техническую возможность пускать тележку,в работу или ремонтировать ее, нагружать, разгружать и пр. К бирке прикрепляется ключ от механического замка, включенного в систему электрических контактов- таким образом, чтобы при его запирании замыкалась цепь катушки линейного контактора. При этом замок должен быть устроен так, чтобы при, извлечении из него ключа электрические контакторы, включенные в цепь катушки, размыкались (рисунок). Любые ремонты тележки могут выполняться только с соблюдением мер безопасности, предусмотренных бирочной системой, аналогичной той, которая применяется при ремонте кранов.

Платформы тележек следует оборудовать устройствами, исключающими падение и скатывание грузов. Зазоры в рельсовых стыках путей передвижения тележек не должны превышать 5— 8 мм. Уступы в стыках не допускаются. Пути для передвижения тележек следует укладывать строго горизонтально, без уклонов. Настилы над каналами, где уложены троллеи, питающие тележки, Должны быть надежными, ровными, с рифлением. Зазор для токосъемников не должен превышать 50 мм. Если питание тележек осуществляется через кабель, который при движенин тележки наматывается. на барабан и разматывается при движении в обратном направлении, должны быть приняты меры, исключающие повреждение кабеля

Пусковые станции на тележках рекомендуется устанавливать в диагонально-противоположных углах тележки и подключать через кабель длиной не менее 2,0 — 2,5 м, с надежным заземлением и так, чтобы при включении тележка двигалась в сторону от рабочего, управляющего ею. На каждой кнопочной станции должно быть не более одной пусковой кнопки, которая (при прекращении нажатия на нее) обеспечивает немедленную остановку. При этом категорически запрещается установка пусковых станций непосредственно на конструкции тележки.

Чем вызваны эти условия?

При включении тележки она должна двигаться от человека, управляющего ею. Это необходимо для исключения наезда на него. Кроме того, человек, вызывающий движение тележки от себя, при достаточной длине кабеля передвигается вслед за тележкой, находясь за пределами габаритов и зоны возможного падения груза (при нарушении порядка погрузки). Габарит движения должен быть свободным. Тележка загружается с учетом ее грузоподъемности и устойчивости грузов таким образом, чтобы груз не мешал свободному просмотру площади в направлении движения. Каждый раз перед включением тележки рабочий должен убедиться в отсутствии людей на пути следования. Если люди не уходит с пути или на нем (в его габаритах) находятся случайные предметы, тележку следует выключать до полной безопасности движения. В ходе эксплуатации тележек особенно внимательно надо следить за равномерным распределением груза и обязательным его размещением в пределах габаритов платформы. Груз укладывают устойчиво и. безопасно, без перегрузок. Возможность его падения должна быть исключена. Самое серьезное значение следует придавать надежной укладке и креплению деталей сложной (неустойчивой) конфигурации, катучих предметов. В практике известны случаи падения грузов с тележек.

На одном из предприятий произошел несчастный случай с подкрановым рабочим, участвовавшим в работах по передаче литья прокатных валков в цех со склада полуфабрикатов. Расследованием были установлены причины: бесконтрольность, опасное и запрещенное расположение валков на электрифицированной тележке в два яруса при передаче их для обработки, из-за чего при торможении один валок с тележки упал.

В другом случае в литейном цехе при отделке и покраске изготовленного стержня на нем были обнаружены трещины. Исправление не дало результатов и стерженщица решила вывезти бракованный стержень на передаточной тележке для разбивки на выбивной решетке. После установки на передаточную тележку стержня он свалился, упавшие куски нанесли стерженщице травму.

На участке, где эксплуатируются тележки, руководители и технологи должны разрабатывать технологические инструкции по безопасному пользованию тележками. Установлен порядок, запрещающий эксплуатацию тележек при наличии каких бы то ни было, даже самых незначительных, неисправностей механизмов привода, электрооборудования, при отсутствии или нарушении заземления, неисправностях звукового сигнала и т. д. Нельзя перемещать тележку под грузами, перевозимыми грузоподъемными механизмами, приводить в движение до полного освобождения груза от чалочных приспособлений, подводить до соприкосновения с упорами (тупиками). Строго запрещается перевозить на тележках людей, ядовитые, огнеопасные, взрывоопасные, радиоактивные грузы. В заводских документах, регламентирующих безопасную работу тележек, следует предусматривать достаточное освещение пути и участков передвижения, запрещение сближения на расстоянии менее 5 м действующих на одном пути тележек или подающихся на этот же путь железнодорожных вагонов. Должно быть запрещено также любое, даже самое незначительное, перемещение железнодорожных вагонов с помощью передаточных тележек. Эти условия должны гарантироваться техническими средствами. Необходимо обеспечивать меры безопасности при погрузке, разгрузке тележек, при этом пребывание людей в зоне грузоподъемных средств, которые выполняют эти работы, недопустимо.






Полезная информация: электрогенераторы дизельные