Инструкция по охране труда для тракториста-машиниста

Инструкция по охране труда для тракториста-машиниста

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

1.1. Настоящая инструкция предназначена для трактористов - машинистов, выполняющих подготовку тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин к работе, запуск двигателя, агрегатирование (сцепка, расцепка), переезд к месту работы и другие операции, которые являются общими для всех видов работ с использованием тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (в дальнейшем - машины).

Требования безопасности к работам, выполняемым машинно-тракторными агрегатами, помещены в Типовых отраслевых инструкциях на соответствующие виды работ

12 -1 5. Включите п.п. 1.2.-1 5 инструкции №300.

1.6. К работе на машинах допускаются лица мужского пола не моложе 17 лет, имеющие удостоверение тракториста-машиниста.

1.7. К работе на энергонасыщенных тракторах (Т-150, Т-150К, К-700, К-701, ДТ-175 С и др.) допускаются трактористы, окончившие специальные курсы и получившие удостоверение на право управления ими.

1.8. К выполнению механизированных работ на склонах более 9° (16%) допускаются трактористы 1 или 2 класса с непрерывным стажем работы по этой специальности не менее трех лет.

1 9. Выпускники СПТУ (курсов), а также трактористы, имеющие перерыв в работе более одного года, должны пройти стажировку в течение пяти смен под руководством бригадира (помощника бригадира).

1.10 -1 20 Включите п.п.1.6. -1 16. инструкции №300.

1.21. Опасные состояния:

отсутствие на тракторах защитных кабин (защитных каркасов);

неисправность или отсутствие блокировочного устройства запуска пускового двигателя,

неисправность тормозной системы;

неисправность муфты сцепления;

неисправность гидронавесной системы;  

засорение технологическим продуктом, отходами, пылью теплообменных элементов радиаторов системы охлаждения двигателя;

-неисправность или отсутствие осветительных приборов;

скопление технологического продукта, отходов, пыли на элементах выпускной системы выхлопных газов двигателя;

подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости;

-отсутствие, неисправность, загрязненность средств доступа на рабочее место и к местам обслуживания.

1.22. Опасные действия:

работа на машинах общего назначения на полях с уклоном более 9° (16%);

переключение передачи при движении на подъем на машинах, у которых конструкцией не предусмотрены синхронизаторы;

проезд машин по временным, не приспособленным для этих целей, искусственным сооружениям (дамбам, плотинам, гатям и т. п. );

неподключение тормозной системы прицепных машин к энергетическим средствам;

-устранение технических и технологических отказов при работающем двигателе машины, агрегата, оборудования,

-использование случайных предметов в качестве опор и подставок за время работы или ремонта машин и оборудования;

перевозка пассажиров в кабинах машин, не оборудованных дополнительным сиденьем;

управление машиной  в состоянии  алкогольного  или  наркотического опьянений.

1.23.    Работайте  в  средствах   индивидуальной   защиты    костюм   (ГОСТ   12.4 109), при необходимости используйте защитные рукавицы (ГОСТ12 4 010 и защитные очки (ГОСТ 12.4.013).

В зимний период времени работайте в утепленном костюме (ТУ 17 PCOCF 7426) и сапогах валяных с резиновым низом (ОСТ 17 - 337).

1.24.Перед заправкой расположите трактор на ровной площадке (в конце поля или гона) и заглушите двигатель.

1.25.Заправку осуществляйте механизированным способом, преимущественно в светлое время суток.

При заправке трактора в темное время суток не применяйте для освещения топливного бака открытый огонь. Пользуйтесь светом фар другой машины, которая должна быть расположена на расстоянии не менее 10 м от места заправки, переносной лампой, питающейся от бортовой сети, или электрическим фонарем.

Не допускайте пролива горюче-смазочных материалов.

Не допускается:

-использовать топливо для заправки системы охлаждения двигателя;

-применять открытый огонь при прогреве двигателя, проверке уровня электролита в аккумуляторных батареях, очистке радиаторов двигателей;

-перевозить в кабине машин емкости с горюче-смазочными материалами 1.28.-1.33 Включите п.п. 1.17.-1.22. инструкции №300.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

 

 2.1.-2.3. Включите п. п. 2.1 -2.3. инструкции №300.

Проверьте наличие, исправность и комплектность инструмента и приспособлений на тракторе, наличие и укомплектованность медицинской аптечки, бачка или термоса для питьевой воды и средств пожаротушения (огнетушитель и лопата).

Трактор, предназначенный для работы на склонах полей более 9° (16%), укомплектуйте двумя противооткатными упорами (башмаками).

Убедитесь -в наличии, исправности, надежности крепления и фиксации

  защитных ограждений вращающихся и движущихся узлов и механизмов.

2.7. Убедитесь, что на защитных ограждениях, а также около узлов машин, опасных   для    обслуживания,    имеются    надписи,    предупреждающие   обслуживающий персонал об опасности.

2.8.Проверьте исправность двигателя:

отсутствие подтекания топлива, масла и воды;

легкость и надежность переключения рычагов механизмов системы пуска;

исправность механизма блокировки, исключающего запуск двигателя при включенной передаче. Запрещается эксплуатировать машины с неисправным механизмом блокировки запуска двигателя.

2.9.Проверьте исправность оборудования кабины:

-стекла кабины не должны иметь трещин и других повреждений, ухудшающих видимость. Устанавливать непрозрачные материалы вместо стекол и нестандартные стекла запрещается;

-замки дверей кабины должны  исключать возможность их самопроизвольного открывания;

-пол кабины должен быть закрыт рифленым ковриком из маслобензиностойкого материала, а в местах прохождения рычагов и педалей должны быть установлены уплотнители, предотвращающие проникновение пыли и шума в кабину;

-рычаги и педали управления рабочими органами машин и орудий должны легко перемещаться и автоматически возвращаться в исходное положение, или надежно фиксироваться;

f

- опоры (подножки и лестницы) и поручни (перила и ручки) должны быть в исправном и чистом состоянии.

2.10.Проверьте исправность тормозной системы:

-тормоза должны быть отрегулированы на одновременное торможение колес при сблокированных педалях. При этом педали правого и левого тормозов должны иметь одинаковую величину хода; которая должна отвечать требованиям инструкции по эксплуатации машин;

манометр системы пневматических тормозов должен быть в исправном состоянии;

в механическом приводе тормозов не допустимо заедание рычагов и колодок, расшплинтовка соединений и наличие трещин, а в гидравлическом приводе тормозов - подтекание тормозной жидкости в тормозных цилиндрах, шлангах, трубках и соединениях;

при отпущенной педали тормоза колеса должны полностью растормаживаться.

2.11.Проверьте исправность рулевого управления. Оно должно обеспечивать легкость, надежность и безопасность управления машиной В системе рулевого управления машин не допускаются:

подтекание масла в местах соединения маслопроводов;

люфт рулевого колеса машины свыше 25° при работающем двигателе или свыше норм, установленных инструкциями заводов-изготовителей;

 

установка деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также использование деталей и рабочих жидкостей, не предусмотренных для данной марки машины или не соответствующих требованиям завода-изготовителя машины;

шплинтовка соединительных пальцев рулевых тяг нестандартными или бывшими в употреблении шплинтами;

-неполное торможение барабана механизмом управления тормозами планетарного механизма поворота при полном перемещении рычагов управления на себя.

2.12.Проверьте исправность ходовой части:

шины не должны иметь повреждений (порезы, разрывы и т.п.), обнажающих корд, расслоения каркаса, а также полного износа рисунка протектора,

колеса должны надежно крепиться к ступице, отсутствие на ступице хотя бы одной гайки для крепления колеса не допускается;

 - звенья гусеничной цепи с поломанными проушинами следует заменять, пальцы гусениц шплинтовать заводскими или изготовленными' по образцу шплинтами,

отсутствие крыльев над колесами и щитов над гусеницами тракторов не допускается.

2.13. Проверьте исправность силовой передачи:

муфта сцепления должна плавно включаться, передавая полный крутящий момент, и выключаться, "пробуксовка" муфты в выключенном положении не допускается;

в гидравлическом приводе муфты сцепления не допускается подтекание жидкости из магистрали;

передачи КПП должны включаться легко, без скрежета, и не должны самопроизвольно выключаться.

2 14. Проверьте уровень масла в гидросистеме коробки перемены передач, т. к. недостаточное его количество при движении на склонах может привести к отключению гидроподжимных муфт и к аварии.

Вперед





Полезная информация: