Инструкция по охране труда для машинистов электростанций передвижных

Инструкция по охране труда для машинистов электростанций передвижных

    Машинисты электростанций передвижных (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации электростанции передвижной (далее — «электростанции»).

    Требования безопасности перед началом работы

  1. Перед началом работы машинист обязан:
    а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
    б) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;
    в) произвести осмотр и прием электростанции от машиниста предшествующей смены и получить задание у руководителя работ.
  2. После получения задания машинист обязан:
    а) проверить наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений и надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;
    б) проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты: контрольной лампы или указателя напряжения, диэлектрических перчаток, галош или бот, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с изолированными рукоятками;
    в) удостовериться в наличии средств пожаротушения.
  3. Машинисту запрещается начинать работу в случае:
    а) неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений;
    б) наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или проводов;
    в) отсутствия или неисправности защитного заземления;
    г) обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем;
    д) отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;
    е) нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов и строящихся зданий.

    Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание электростанции в исправном состоянии.

    Требования безопасности во время работы

  4. При осмотре топливной системы, узлов и механизмов электростанции, а также при заправке горючим в темное время суток следует пользоваться переносной электрической лампой.
  5. При пуске электростанции машинист обязан:
    а) проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении;
    б) производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);
    в) после достаточного прогрева двигателя плавным поворотом рукоятки реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети и постепенно ввести нагрузку;
    г) после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры электротока в сети;
    д) при появлении стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить неисправность.
  6. Во время работы электростанции машинист обязан:
    а) вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за показаниями приборов на пульте управления: контролировать изменения давления и температуры масла, температуры генератора;
    б) следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;
    в) не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;
    г) производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;
    д) пользоваться при включении или отключении внешних электросетей электрорубильником, диэлектрическими перчатками, диэлектрической подставкой или ковриком;
    е) открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного патрубка.
  7. Машинисту запрещается:
    а) заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;
    б) брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого двигателя;
    в) использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота;
    г) пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов:
    д) ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании;
    е) измерять уровень масла случайными предметами;
    ж) превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.
  8. При каждом включении электростанции после отключения напряжения во внешней сети машинист обязан дать предупреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии.
  9. При необходимости установки электростанции в помещении машинист обязан проверить проветриваемость помещения и не допускать установки электростанции для работы в помещении объемом менее 20-кратного объема электростанции.
  10. При перебазировании электростанции на другой объект машинисту следует:
    а) слить горючее из баков в бочки;
    б) отсоединить электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики;
    в) закрыть электрические разъемы крышками;
    г) демонтировать заземляющий контур;
    д) произвести закрепление узлов, агрегатов и инструмента;
    е) осмотреть ходовую часть электростанции;
    ж) проверить исправность прицепного устройства.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

  11. В случае воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв войлоком, брезентом. Запрещается заливать водой горящее топливо, электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением.
  12. В случае появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность.
  13. При сообщении об аварии на электролинии или электростанции машинист обязан немедленно отключить электрогенератор.

    Требования безопасности по окончании работы

  14. По окончании работы машинист обязан:
    а) отключить внешние линии электропередачи;
    б) остановить двигатель;
    в) провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи;
    г) проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора, подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска;
    д) привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный металлический ящик;
    е) привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления;
    ж) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.





Полезная информация: