Краткий анализ основных характеристик несчастных случаев, связанных с ударным столкновением человека с предметами под воздействием внешних сил

        В ситуации № 5/160-05 водитель грузовика Г. получил устное указание главного инженера произвести замену шин передних колес. При откручивании гаек левого переднего колеса, замковое кольцо диска колеса самопроизвольно вышло из паза и в полете травмировало ногу Г.
Какие опасные факторы сопутствовали несчастному случаю:
1 - упругая отдача замочного кольца при демонтаже;
2 - пренебрежение правил безопасности;
3 - работа в неприспособленных и необорудованных приспособлениями условиях. Основная причина, способствовавшая реализации опасностей - неудовлетворительная
организация производства работ, т. е. были нарушены требования охраны труда.
        Виновными, кроме механика Р., следует считать и самого пострадавшего, который нарушил правила безопасности при демонтаже колес.
        В ситуации № 9/164-05 травмирование крановщицы С. произошло при соблюдении ею всех норм охраны труда. Тогда что же произошло такого необычного, когда несчастный случай возник на рабочем месте в кабине крановщицы?!
        Во время подъема краном крышки пропарочной камеры неожиданно оборвалась одна ветвь стропа. От этого обрыва произошел незначительный рывок кабины крана. В момент рывка машинист крана С. приподнялась со своего места, чтобы поглядеть в окно кабины вниз, что там произошло. Но через несколько секунд следом оборвались еще две ветви стропа одновременно. В это время произошел еще один рывок кабины крана, но гораздо большей силы. По законам механики рывок кабины был направлен в противоположную сторону обрыва строп. Масса тела крановщицы С. резко отпрянула назад. В результате получила травму головы при ударном столкновении с замочной скобой, торчащей на дверце распределительного устройства.
Опасные факторы при инциденте:
1 - ненадежность (изношенность) стропов;
2 - торчащие и выступающие части на рабочем месте;
3 - инерционная отдача при обрыве строп. Основная причина несчастного случая:
Проектировщиками кабин кранов не предусмотрена защита от неожиданного рывка (упругой отдачи).
        Видимо, в мероприятиях следует указать не только о недопустимости торчащих элементов в конструкции кабин, но и необходимо предусматривать привязные ремни безопасности, наподобие ремней безопасности в автомобилях.
        В производственном инциденте № 23/180-05 П.Е.П. получил удар по своему лицу ломом из своих же рук. Травмирование возникло непредвиденным способом. После инструктажа прораб В. дал задание водителю П. и экскаваторщику К. подготовить рельсы к погрузке кранами и перевозки их автотранспортом в другое место. Для того, чтобы можно было вставить стропы, рельс надо было повернуть на основание. С этой целью П. ломом без напарника стал один кантовать рельс, прикладывания большие усилия на себя (см. рисунок 8.5). Каждый рельс при изготовлении на заводе имеет на концах по три отверстия. Прикладываемый к рельсу крутящий момент создает деформацию кручения в металле. Деформация (угол закручивания) пропорциональна приложенной силе и длине рельса. По мере поворота рельса усилие на рычаг возрастает, но в тот момент, когда рельс окончательно устанавливается на свое место, упругая сила закручивания дает резкий рывок в обратном направлении, которого никак не ожидал рабочий.
Опасные факторы, возникшие при выполнении задания:
1 - упругая деформация рельса;
2 - реактивная отдача упругого тела;
3 - ударное столкновение предмета труда (лома) с лицом работника;
4 - тяжелая работа для одного рабочего. Основная причина несчастного случая:
Водитель П. проявил инициативу, без ведома прораба один, а должно быть двое, стал кантовать рельсы. Вторая причина - рельсы были уложены с нарушением правил.
        На деле получилось так: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Инициатива некомпетентного человека становится опасным фактором.
В ситуации № 42/198-05 токарь П. получил тяжелую травму, вырвавшимся из патрона вкладышем. В момент несчастного случая действовали опасные факторы:
1 - отсутствие ограждения опасной зоны;
2 - ненадежное крепление заготовки во вращающемся шпинделе станка;
3 - сбой в системе управления станка, создавшие саморазгон шпинделя. Основные причины травмирования:
1 - эксплуатация неисправного станка;
2 - ненадежная технология обработки двух половинок одной детали.
Среди виновных следует считать и самого пострадавшего П., который ненадежно закрепил деталь в патроне.
        В производственном инциденте № 54/210-05 шиномонтажник Б. получил тяжелую травму в голову отлетевшим полудиском колеса при шиноремонте колеса на специализированном стенде.
Основные причины несчастного случая:
1 - пренебрежение правилами рабочего процесса шиномонтажа;
2 - незнание основ охраны труда.
Опасные факторы, которые реализовались благодаря причинам и привели к травмированию:
1 - перегруз 3-х вместо 6-и положенных болтов крепления полудисков;
2 - высокое давление сжатого воздуха.
Виновным следует считать и самого пострадавшего Б, который нарушил инструкцию по ТБ.
        В ситуации № 82/242-05 водитель К. занимался ремонтом двигателя своей машины. При спуске охлаждающей жидкости обнаружилось засорение сливного крана. по этой причине часть жидкости оставалась в двигателе и не проходила наружу. Желая прочистить кран, водитель К. решил использовать подручный материал - проволоку, которая находилась у него в кузове. Поднявшись в кузов, он потянул проволоку за конец. Но проволока была чем-то защемлена, и только при сильном рывке второй конец ее резко освободился и ударил по левому глазу К. В результате произошло проникающее роговичное ранение глаза.
Какие опасные факторы действовали в период ремонта двигателя:
1 - недостаточное освещение кузова, не позволившее рассмотреть защемление проволоки;
2 - упругая деформация проволоки реализовалась в ударное столкновение с лицом человека.
Основной причиной травмирования глаза у К. явилось неудовлетворительная организация производства ремонтных работ, выразившаяся в необеспечении необходимыми устройствами и приспособлениями ремонтников.
        Среди виновных в данном несчастном случае можно считать самого пострадавшего, который не мог не знать, какая таится опасность в защемленной проволоке. От рывка защемленный конец проволоки неизбежно ударит того, кто ее так небрежно рванул.
        В ситуации № 84/244-05 несчастный случай был как будто запланирован организаторами перевозки крана СКГ 63/100 из пункта А в пункт Б темной октябрьской ночью. Перевозчики считали, что перевозить крупногабаритный кран надо ночью, чтобы не мешать дневному потоку машин на оживленной дороге. Получилось все так, как гласит пословица: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
        Водитель тягача, перевозившего крупногабаритный груз, не убедился в отсутствии препятствий, мешающих движению, в то время как на обочине по ходе движения находились столбы линии электропередач. Когда сопровождающие груз У. и Н.заметили возможное столкновение полуприцепа тягача со столбом - было уже поздно - они не успели предупредить водителя. Выступающая гусеница крана за габарит дороги сбивает столб у дороги и оборвавшимися проводами травмирует сопровождавшего Н., оказавшегося в это время у столба.
Опасные факторы в этом происшествии:
1 - отсутствие освещения дороги - плохая видимость;
2 - перемещение крупногабаритного груза ночью;
3 - несогласованность действий обслуживающего персонала;
4 - отсутствие наряда-допуска на выполнение опасного задания;
5 - ударное столкновение движущегося объекта с препятствием. Основные причины несчастного случая:
1 - нарушение правил дорожного движения;
2 - неудовлетворительная организация производства работ;
3 - отсутствовала инструкция по перевозке крупногабаритных грузов.
        В ситуации № 87/248-05 несчастный случай произошел по неосторожности и неопытности пострадавшего В. Начальник технического отдела Д. допустил к самостоятельной работе слесаря-сантехника В. без инструктажа и стажировки, без какого-либо стажа по профессии. Задание было провести работу по запуску водяного отопления лечебного корпуса больницы. Поэтапно проводя работы по запуску системы водяного отопления, слесари-сантехники В. и З. поднялись на технический этаж корпуса и принялись устранять воздушные пробки в системе отопления. Около 10 ч. утра слесарь В., переходя из одной секции в другую. ударился головой (см. рисунок 8.14) о железобетонную балку, расположенную на высоте 1,4 м от пола перекрытия, и был травмирован. В период проведения работ освещение технического этажа было неисправно и не работало. Защитных касок для работы в условиях повышенной опасности не было выдано.
Опасные факторы в работе слесаря-сантехника В.:
1 - плохое освещение места работы;
2 - стесненные условия работы (низко расположенные балки - 1,4 м);
3 - ударное столкновение головой о железобетонную балку. Основные причины, реализовавшие потенциальные опасности:
1 - неприменение средств защиты;
2 - неподготовленность работника к работе (стаж по профессии равен 0). Виновником данного несчастного случая является начальник технического отдела
больницы Д. - не обеспечил слесарей защитными касками для работы с повышенной опасностью. Допустил к работе В. без надлежащего инструктажа, обучения и стажировки.
        В ситуации № 94/255-05 станочник Е. производил отпиливание нижнего нащельника на досках внутренней стены помещения. Не имея практических навыков производства работ электропилой, Е. при выполнении распила в результате попадания цепи пилы на встретившийся в доске гвоздь, цепь слетела со своих направляющий и при ударном столкновении с телом, травмировала Е. Предохранительное устройство (тормоз цепи) было неисправно.
Опасные факторы в работе:
1 - неподготовленность работника по охране труда;
2 - использование неисправного инструмента;
3 - ударное столкновение цеп с гвоздем и с телом человека.
Основные причины, которые реализовали потенциальную опасность в травмирование работника:
1 - неудовлетворительная организация производства работ (применение неисправного инструмента);
2 - допуск к работе необученного работника.
Предыдущая Вперед





Полезная информация: